«ПЧЁЛКИ» ПРИЛЕТЕЛИ В ТВЕРЬ

(См. фоторепортаж Н. Харлашкина о разгрузке "Пчёл" 15.06.2007).

    14 июня 2007 года на железнодорожную станцию Тверь с Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ) прибыли два новых трамвайных вагона модели ЛМ-99АЭНМ (по заводской табличке внутри одного из вагонов), более известные в кругах создателей, эксплуатационников и любителей как «пчёлки». Индекс АЭНМ расшифровывается так: А – асинхронные моторы; Э – электрическое рекуперативное торможение; Н – низкопольная задняя площадка; М – московский вариант (без внутрисалонной двери в кабину водителя, что выполнено для установки турникетов – однако на обоих тверских вагонах внутренняя дверь есть). Разгрузка первого из вагонов началась на следующее утро в одиннадцатом часу с постановки платформы под мостовой кран на контейнерной площадке. Когда к месту разгрузки приехала бригада трамвайно-троллейбусного управления, начался подготовительный этап операции – рабочие принялись срезать металлические канаты, которыми трамвай был надежно закреплен на платформе. Сразу же были сняты сцепные устройства, поскольку в Твери оба вагона не будут работать по СМЕ. Примерно через час подали подъемную раму, на которой рабочие разместили балки для строп. Позже из ящика распаковали два токоприемника бугельного типа (изобретение конструкторов ПТМЗ), – их сразу же отправили в депо.
    А сам процесс подъема вагона и установки его на трейлер начался только около половины второго. Дело в том, что в Твери еще никогда не имели дело с вагонами, выпущенными в Санкт-Петербурге, и любой неосторожный шаг со стороны бригады мог привести к повреждению трамвая. Закрепив «Пчёлку» тросами на трейлере, ее отправили в первое трамвайное депо Твери, где и «пропишутся» оба вагона. Транспортировка прошла почти без проблем; единственное, что слегка ее затруднило, – остроугольный поворот с грузового двора на ул. Макарова в сторону ул. Коминтерна. Тихоходный и не отличающийся маневренностью КрАЗ-255, тягач ТТУ, не смог быстро выполнить этот поворот, из-за чего на несколько минут вызвал задержку движения по ул. Макарова.
    На территории трамвайного парка № 1 стояла не менее важная задача: переставить вагон ЛМ-99АЭНМ с трейлера на деповские пути. Для этого еще задолго до прибытия трамваев к месту их разгрузки у вагонного цеха с двенадцатого отстойного пути была доставлена сварная горка из прокатных профилей. Необходимо было точно сориентировать положение трейлера относительно трамвайных рельсов – иначе невозможно совместить колею на горке одновременно с колеей как на трейлере, так и на путях депо. Маневры трейлера отняли у бригады львиную долю времени разгрузки. Также, чтобы не порвать низко расположенную контактную сеть, энергетики вынуждены были ее обесточить и приподнять подъемными площадками автовышек. Наконец, процедуру прерывал на несколько минут сильный проливной дождь. В итоге новый трамвай стащили снегоочистителем ГС-3 только к половине седьмого вечера.
    Заметим, что ранее таким способом транспортировали только вагоны Т-3, проходившие капремонты на «Тверском заводе сварных конструкций» (в народе «Центросвар») и на «Тульском комбайновом заводе» (ТуКЗ), а также трамваи Т6Б5, которые поступили в Тверь взамен списанных вагонов (тверские № 6 – из Липецка и №№ 22, 28 – из Тулы). Однако тогда разгрузка проходила быстрее по одной простой причине: на отстойном пути имелись специальные направляющие, по которым, как по рельсам, трейлер загоняли к самой горке. Расхождение колеи трейлера и горки было столь незначительным, что их можно было легко подогнать друг к другу. Увы, на сей раз пришлось действовать менее продуктивным методом.
    Следующий вагон (зав. № 248), был привезен в депо на следующий день, в субботу, 16 июня. Вторая разгрузка пошла гораздо быстрее – сказался опыт минувшего дня. Задержка произошла только на выезде с грузового двора: чтобы войти в поворот на Макарова, водитель слишком рано увел трейлер влево и не смог вписаться в габарит ворот. Попытка сдать назад не помогла, и трейлер пришлось перецеплять. Однако в четвертом часу дня оба вагона уже стояли рядом с воротами цеха.
    Всю следующую неделю, начиная с 18 июня, трамваи проходили наладку и обкатку – сначала по территории депо № 1, а затем и на улицах города. Здесь проявились и достоинства новых вагонов, и их первые «детские болезни». В качестве инструктора с ПТМЗ приехал водитель Геннадий Зейналов, пробывший в Твери с понедельника почти до конца недели. Он выступил консультантом как для водителей, желающих осмотреть и опробовать вагоны, так и для персонала, занимавшегося их наладкой. Первым, кто освоил управление новой техникой на IGBT-транзисторах, стал Владимир Беляков, водитель первого класса из тверского депо № 2. И это не случайно, поскольку именно Владимир участвовал в испытаниях двух первых экспериментальных вагонов КТМ-8 – тех, что были на тиристорах.
    Неделя триумфально завершилась демонстрацией вагона с зав. № 248, которому был приписан парковый № 171, на выставке в центре Твери в честь праздника Дня города. Здесь снова представлял вагон водитель Беляков – ведь, кроме него, более никто не был способен включить ЛМ, доставить его к месту экспозиции и вернуть обратно в парк. И даже новенькие троллейбусы «ТРОЛЗА-Оптима», также показанные на выставке, не произвели на тверичан такого впечатления, как новый трамвай. За время презентации в салоне ЛМа побывало более тысячи человек. Все были в восторге от современного облика вагона. И здесь нечему удивляться – впервые за 14 лет в Твери появились совершенно новые трамваи, к тому же наделенные весьма оригинальной, броской внешностью. Владимиру Белякову часто задавали вопросы о заводе-изготовителе, о количестве купленных вагонов и о возможности новых поставок. И все же кто-то из гостей праздника даже не поверил в покупку, считая, что это всего лишь образец, предоставленный для демонстрации…
    Когда готовилась эта статья (конец июля), ЛМ-99АЭНМ с парковым № 171 ездил с пассажирами по маршруту № 11 «Автовокзал – ул. Кольцевая», заменив систему из вагонов КТМ 71-608К № 143+№145. «Пчёлка» № 172 вышла на 10-й маршрут «Домостроительный комбинат – бульвар Цанова» взамен одиночного КТМ 71-608К № 146. Оба вагона работают в двенадцатичасовом графике, и на них попутно проходят стажировку линейные и подменные водители. Постепенно вагоновожатые набираются опыта, поскольку, разумеется, существует множество нюансов в управлении и обслуживании трамваев нового поколения. Понятно, что стажировка проходит по ускоренной программе, – ведь у каждого из водителей есть своя работа, которую никто не отменяет. На первых порах задача была такой: обучить грамотному вождению группу из нескольких линейных водителей, водителей-перегонщиков первого депо и подменных водителей (тех, которые подменяют линейных на время обеда). С этим справились вполне успешно, а далее накопленный опыт будет передан по цепочке и остальным.
    В то время, когда вагоны не выходят на линии, слесари депо продолжают работать над проблемами «пчёлок», возникающими, к сожалению, нередко. Слабое место ЛМ-99АЭНМ – двери пассажирского салона, которые часто выходят из строя из-за механической части. Напомню, что они оборудованы системой, предотвращающей зажим пассажира. Обслуживание новых вагонов передали цеху, в котором производят ремонт трамваев КТМ 71-608К.
    Как поведут себя новые трамвайные вагоны в длительной эксплуатации с пассажирами, покажет время. Но все же хочется верить, что ни ужасное состояние трамвайных путей и контактной сети в Твери, ни невысокая культура пассажиров не заставят их сойти с дистанции после нескольких лет работы. Самое главное – обновление подвижного состава, наконец, началось, а значит, уже можно смотреть с надеждой в будущее тверского трамвая.

Янис ВИТОЛС, 24 июля 2007
Под редакцией Ярослава МОСКОВКИ, 6 августа 2007
На снимках Яниса ВИТОЛСА: «пчёлки в депо».

Статья опубликована в журнале "Пантограф" №6 (32) ноябрь-декабрь 2007 (см. на сайте).

© 2006-2008 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X