ГОТОВИЛИСЬ В ЧИЛИ, А ПОПАЛИ В РОССИЮ

В начале 1992 года на завод в Энгельсе поступил крупный заказ на 100 троллейбусов из столицы Чили – Сантьяго. Прототипом этих машин послужили хорошо зарекомендовавшие себя в горных условиях ЗиУ-682В1.
    Началось интенсивное строительство машин ЗиУ-682Г10. Кузовной цех ломился от кузовов. После покраски кузова отправлялись в цех экспериментальной продукции. Работы растянулись с мая по ноябрь. На новых машинах были внедрены технические решения, которые впоследствии стали применяться и на других моделях: обшивка бортов в салоне слоистым пластиком, а не декоративной фанерой, литые кронштейны направляющего ролика дверей вместо сварных, закрытие листовых стыков на наружной обшивке профилем (применялось до 1998 года), пластиковый кожух контакторной панели (устанавливался по требованию заказчика), новый привод дверей.
    Эти троллейбусы из семейства ЗиУ-682Г не имели дополнительных отопителей в салонах. Новый тип привода стеклоочистителей позволил исключить применение 12-вольтного оборудования. Пол в салоне покрывался поливинилхлоридным линолеумом вместо резинового коврика.
    Первые 15 машин были готовы к отправке уже в мае, однако Чили оказалась не в состоянии оплатить заказ. Таким образом, было решено оставить троллейбусы в России.
    В своей статье «Чилийки на улицах Твери» («Пантограф» №1(3), 2002 год) я интересовался, в какие города попали еще 80 троллейбусов этой модификации. Посещение троллейбусного завода помогло мне выяснить этот вопрос. Судьбу этих машин мне помог узнать Григорий Николаевич Бобрешев, директор по качеству, а в то время – начальник цеха экспериментальной продукции. Он предоставил мне полный список по изготовлению и отгрузке «чилийских» машин в города России.
    Первая партия из 50 машин была отправлена в Санкт-Петербург (заводские №№ в порядке выхода машин с завода: 001–016, 021–023, 027, 025, 030, 031, 029, 032, 033, 028, 019, 035, 034, 036, 040, 038, 042, 041, 039, 044, 045, 047, 024, 049, 048, 050, 046, 026, 051, 052, 053, 057, 059), вторые 50 троллейбусов разошлись по городам России. 20 машин попали в Тверь (зав. №№ 056, 037, 060, 065, 066, 059, 072, 020, 069, 074, 043, 070, 077, 078, 073, 075, 081, 080, 087, 085), 19 машин приобрела Казань (зав. №№ 055, 061–063, 058, 064, 017, 068, 079, 084, 082, 089, 090, 093, 099, 098, 096, 095, 097), 5 троллейбусов находятся в Калуге (зав. №№ 018, 067, 086, 092, 091), 5 – в Челябинске (зав. №№ 071, 088, 100, 083, 076) и 1 машина (зав. № 094) была отправлена в г. Миасс Челябинской области.
    Мой долгий поиск еще не завершен: остается открытым вопрос, какие инвентарные номера получили эти троллейбусы? Надеюсь на понимание и обращаюсь к коллегам из Санкт-Петербурга с просьбой: при наличии информации о том, в какие петербургские парки попали эти машины и какие номера они получили, сообщите, пожалуйста, мне.
    В заключение выражаю большую благодарность Григорию Николаевичу Бобрешеву, директору по качеству завода ТРОЛЗА за предоставленные мне данные и интересный рассказ об изготовлении «чилийских» машин.

Константин ПУШКОВ
Григорий БОБРЕШЕВ, г. Энгельс, Саратовская обл.

Статья опубликована в журнале "Пантограф" №4 (18) июль-август 2005

© 2006-2007 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X