ВАГОНЫ КТМ-5 И КТМ-8К В ТВЕРИ

В 1982 году в Калинине на территории депо № 2 был построен полигон для испытаний трамвайных вагонов. Первыми трамваями, прошедшими там испытания, были рижский вагон РВЗ-7 и усть-катавские КТМ-5* и КТМ-5М3. Вагон КТМ-5 прибыл из Горького и имел непривычный для Калинина токоприемник - штангу. Через некоторое время на испытания пришел вагон КТМ-5М3. В Калинине он получил бортовой № 04. По окончании испытаний усть-катавские вагоны были списаны и вместе с вагоном РВЗ-7 до сих пор находятся в разобранном виде на территории депо № 2.
    В 1988 году Усть-Катавским вагоностроительным заводом была принята программа по модернизации существующей модели. Испытания вагонов с мономоторным приводом начались в июле, потом испытывался кузов. Конструкция кузова нового трамвая была разработана специалистами Свердловского филиала ВНИИ технической эстетики. Кузов имел четыре двери, тонированные окна. Последнее применялось и на первых вагонах КТМ 71-608К серийного производства, поступивших в Тверь в 1992 году. В отличие от вагонов КТМ-5, вагоны КТМ-8К после испытаний были отправлены обратно на завод для доработки.
    В 1991* году в Тверь пришли 17 новых вагонов КТМ-5М3, которые получили инвентарные №№ 241 — 257. Из десяти из них были составлены поезда №№ 247-248, 249-250, 252-251, 253-254 и 255-256. Вагоны №№ 241 — 252 были окрашены белым цветом по уровню окон, красным от уровня окон до фальшбортов и белым — по уровню фальшбортов, №№ 253 — 257 вместо белого цвета имели кремовый. Сейчас все «пятерки», кроме №№ 242, 245, 251 и 252 получили стандартную красно-желтую окраску. Вагон № 242 сохранил свой заводской красно-белый окрас, № 245 был окрашен белым по уровню окон, дальше шла красная полоса, а по уровню фальшбортов — желтая. По тому же принципу был окрашен поезд №№ 252-251, только при окраске фальшбортов вместо желтого цвета был использован синий.
    Вагон № 242 долгое время простоял «на приколе», а вагон № 244 сгорел в 1992 году и был списан. В этом же году в Тверь прибыла первая партия трамваев КТМ-8К. Вагоны были отданы в депо № 1 и получили №№ 140 — 155. Трамваи имели стандартную для КТМ-8К расцветку - белую с красной и серой полосами. Из вагонов первой партии были составлены системы №№ 142-144, 143-145, 146-140, 148-150, 151-153, а № 154 ходил одиночным. Вагон № 155 некоторое время проходил на маршруте, а вагон № 152 был сразу поставлен «на прикол» в депо. В 1995 году оба трамвая были восстановлены, причем все мягкие сиденья салона были заменены пластиковыми «лодочками» красного цвета.
    В 1993 году прибыла вторая партия из шести* вагонов КТМ-8К. Все они были направлены в депо № 2 и получили №№ 259 — 264. Вагон № 262 был переписан в № 244, а из вагонов №№ 263 и 264 был составлен поезд.
    В 1994 году Тверь получила последнюю партию усть-катавских вагонов*. В первом депо они получили №№ 156 — 170, а во втором — 265 — 267 и 269 — 274. Вагоны №№ 164 — 168, 170, 267, 269 — 274 вместо красного цвета были окрашены в синий, а вагоны №№ 169, 265 и 266 вместо белого цвета имели светло-голубой. В настоящее время из «синих» «восьмерок» свой цвет сохранили лишь два поезда №№ 164-166 и 271-272.
    Некоторые вагоны КТМ-8К были оформлены рекламой (в основном коммерческой): № 148 («Андреев-Софт»); 152-154, 263-264 («Европа»); 153 (служба 01); 169 («Электросвязь-100 лет», «Волжский пекарь»); 244, 270 («Monarch»); 259 , 269 (100 лет тверскому трамваю); 261 («Атлант»).
    После того, как в аварии был разбит вагон № 271, на все «восьмерки» были установлены дополнительные передние бамперы. «Большие» бамперы были изготовлены из швеллеров, по ширине совпадающих с шириной заводского бампера, и заходили на боковые части переда вагона.
    Сейчас вес «восьмерки» имеют сходную с заводской окраску, только вместо красного цвета используется в основном бордовый, который очень быстро выцветает. Исключение составляют лишь вагоны, оформленные рекламой, и поезда №№ 142-144 (вместо белого и серого — желтый) и 164-166 (вместо белого и серого — голубой).
    В депо № 1 в окраске вагонов отсутствует белая полоса между серым и красным цветами. Одно время вместо серого цвета широко использовался синий.
    Во втором депо все вагоны окрашивались с белой полосой между красным и серым, даже те, которые красили после рекламы. Вагон № 259 был окрашен желтым по уровню окон, красным по уровню дверных окон, дальше шла серая полоса, затем — синяя. После рекламы КТМ-8К № 269 был окрашен кофейным цветом вместо белого и голубым — вместо красного и серого.
    На некоторых КТМ-8К были заменены боковые окна салона: № 154 — вместо двух окон на левом борту были поставлены окна от «Татры» Т-3, № 155 - с левой стороны установлены верхние части окон от Т-3, № 147 — во все окна салона вставлены нижние стекла от Т-3. Кроме того, на этом же вагоне установлено заднее стекло от той же «Татры» Т-3.
    На вагонах КТМ-5М3 боковые окна не менялись, зато на «пятерки» №№ 243, 245, 249, 256 вместо задних окон были установлены боковые от Т-3, а у вагона № 256 (второго вагона поезда 255-256) лобовое стекло заменено стеклом от автобуса «Кубань».
    В 2001 году была возможность закупки списанных трамваев КТМ-8К в Туле, однако эта идея дальнейшего развития не получила.

Вагоны КТМ-5 и КТМ-8К, поступившие в Тверь

 Модель

 №

Система

Примечания

КТМ-5М

 2915

 прибыл из Горького, списан

КТМ-5М3

 04

 прибыл на испытания, списан

КТМ-5М3

 241

 

КТМ-5М3

 242

 долгое время не эксплуатировался

КТМ-5М3

 243

 

КТМ-5М3

 244

 сгорел в 1992 году

КТМ-5М3

 245

 

КТМ-5М3

 246

 

КТМ-5М3

 247

247-248

 

КТМ-5М3

 248

247-248

 

КТМ-5М3

 249

249-250

 

КТМ-5М3

 250

249-250

 

КТМ-5М3

 251

252-251

 

КТМ-5М3

 252

252-251

 

КТМ-5М3

 253

253-254

 

КТМ-5М3

 254

253-254

 

КТМ-5М3

 255

255-256

 

КТМ-5М3

 256

255-256

 

КТМ-5М3

 257

 

КТМ-8К

 140

146-140

 

КТМ-8К

 142

142-144

 

КТМ-8К

 143

143-145

 

КТМ-8К

 144

142-144

 

КТМ-8К

 145

143-145

 

КТМ-8К

 146

146-140

 

КТМ-8К

 147

147-149, 149-147

 

КТМ-8К

 148

148-150

 

КТМ-8К

149

147-149, 149-147

 

КТМ-8К

150

148-150

 

КТМ-8К

151

151-153, 155-151

 

КТМ-8К

152

152-154

долгое время не эксплуатировался

КТМ-8К

153

151-153

 

КТМ-8К

154

152-154

 

КТМ-8К

155

155-151

долгое время не эксплуатировался

КТМ-8К

156

156-158

 

КТМ-8К

157

157-159

 

КТМ-8К

158

156-158

 

КТМ-8К

159

157-159

 

КТМ-8К

160

160-162

 

КТМ-8К

161

161-163

 

КТМ-8К

162

160-162

 

КТМ-8К

163

161-163

 

КТМ-8К

164

164-166,166-164

 

КТМ-8К

165

165-167,167-165

 

КТМ-8К

166

164-166,166-164

 

КТМ-8К

167

165-167,167-165

 

КТМ-8К

168

168-170

 

КТМ-8К

169

 

КТМ-8К

170

168-170

 

КТМ-8К

259

 

КТМ-8К

260

 

КТМ-8К

261

 

КТМ-8К

262

работает под № 244

КТМ-8К

263

263-264

 

КТМ-8К

264

263-264

 

КТМ-8К

265

265-266

 

КТМ-8К

266

265-266

 

КТМ-8К

267

 

КТМ-8К

269

 

КТМ-8К

270

 

КТМ-8К

271

271-272

 

КТМ-8К

272

271-272

 

КТМ-8К

273

273-274

 

КТМ-8К

274

273-274

 

Николай ХАРЛАШКИН

Статья опубликована в журнале "Пантограф" №4 (14) декабрь 2004

*Комментарии (А. Х.): по поводу КТМ-5 — ошибка в обозначении, модель КТМ-5М3 (71-605) выпускалась с 1971 г., а модификация 71-605А (КТМ-5А) — с июня 1989 г. Вагон 2915 — 71-605, выпущен до мая 1986 г. (имел наружную оптику старого образца), бортовой номер напоминает горьковский, но наличие штанги это опровергает. Все остальные вагоны были модификации 71-605А (в том числе 04, бортовой номер которого соответствовал заводскому).
    Вагоны КТМ-5А поступили в Тверь за три партии: первая — 241...244 (09.1991), вторая (почти сразу же за первой) — 245...252 (10.1991) и третья — 253...257 (02.1992, отличались окраской). Интересно, что 3 первых вагона (241...243) имели белую облицовку салона, а все остальные — зеленую.
    2 опытных тиристорных вагона КТМ-8 (71-608), изготовленных в 10.1988 и проходивших испытания в Твери в конце 80-х — начале 90-х гг., имели бортовые номера 01 и 02, совпадавшие с заводскими. Окраска и дизайн вагонов были более экзотичными, чем у позже прибывших серийных КТМ-8К (см. напр. фото А. Оландера в описании 71-608 на сайте "Трамвайные вагоны"). После доработки на заводе они работали в Москве с конца 1993 г. под номерами 8007 и 8009 (позднее 5007 и 5009) (см. подробнее) и были списаны в 2006 г.
    В первой партии серийных вагонов КТМ-8К (выпуск 11-12.1992) часть вагонов вместо верхней белой окраски имела светло-серую: 142, 143, 144, 147, 150, 151, 155; все вагоны данной партии долгое время ходили поодиночке. Во второй партии (выпуск 06.1993) было 16 вагонов: 156...163, 259...264, 269, 270 (чем объясняется пропуск в нумерации, неясно). Последняя партия вагонов включала 14 штук: голубо-красно-серые 169, 265, 266 (09.1993) и бело-сине-серые 164...168, 170, 267, 271...274 (10.1993). Особенность заводской окраски второй и третьей партии 71-608К: наличие галочки ("птички") над каждой тележкой на узкой белой (либо голубой) полосе между красным (либо синим) и серым цветами, причем цвет галочки совпадал с цветом широкой полосы под окнами (т.е. красный либо синий).
    В таблице не указаны кратковременные системы из вагонов 71-605А: 243-244 и 245-246, а также 251-252 — предшественница 252-251. Кроме указанных в таблице, из вагонов 71-608К в разное время составлялись следующие системы: 145-143, 154-152, 154-150, 163-161, 166-162, 153-151, 142-143, 142-140, 146-144, 146-170.
    Также следует упомянуть и о служебных вагонах на базе КТМ-5М3. В Твери их 4 шт.: рельсотранспортер ТК-28 № РТ-7 на базе 71-605, снегоочистители ВТК-24 №№ 402 и 404 на базе 71-605 и вагон-пылесос ВТК-79 № 410 на базе 71-605А (списан в 2004 г. по причине невозможности работы на тверских изношенных путях).

© 2006-2007 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X