Татьяна АСТАФЬЕВА: МОЙ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

Рассказ о себе

Татьяна АСТАФЬЕВАКаждое утро я спешу к трамваю. Но я не пассажир, я, как нас называли раньше, вагоновожатая. Не мечтала я раньше об этой профессии, как обычно с детства мечтают стать врачом, учителем...
    Как-то еду в трамвае. Рядом сидит усталая мама с маленьким мальчиком. Он и мать, и соседей замучил вопросами – почему это, да почему то? Слышу:
    – Мама, а куда солнце делось?
    – За тучу, наверное, убежало...
    Минуту было тихо, мальчик думал.
    – Да нет же! Оно за нашим трамваем бежит, вот мы его и не видим. – И затем, совсем уже довольный: – Мы теперь никуда отсюда не выйдем, будем ехать и ехать, солнышко за собой вести.
    Пустяк вроде. Минутный детский разговор. Но я тогда вдруг подумала: «Буду водить трамвай. А почему бы и нет?» И решилась.
    Я спешу в депо, наше трамвайное царство. Трамваи стоят чистые, сонные. Погладишь красный бок одного – вот к поздоровались, правда, у меня теперь нет постоянного маршрута, езжу по нескольким: я наставник.
    Шесть лет назад, когда я начинала работать, совсем но знала Калинина. Познакомил нас трамвай... Познакомил и заставил полюбить город и узнать много такого, о чем раньше и не подозревала. Мои маршруты начинаются от комбината «Искож». Резина, плащевые ткани, кожезаменители – это наш «Искож». Вот отсюда, хотите, покажу старую Тверь и сегодняшний Калинин.
    – Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка – Экскаваторный завод, улица Индустриальная.
    Почему у улицы такое название? Поглядите, сколько вдоль неё, кроме экскаваторного, промышленных предприятий: «Искож», ТЭЦ-4, Автобаза, «Химволокно». По утрам здесь шумно, спешат на работу химики, шофёры, токари. Утром и ребят в своём трамвае вижу. «Пэтэушники», из ГПТУ-16.
    Площадь Гагарина... Раньше тут проходила граница старой Твери – Московская застава. А теперь надо отсюда ехать полчаса, чтобы увидеть восточную окраину. Окраина – благоустроенный район на берегу Волги рядом с красавицей Берёзовой рощей.
    – Следующая остановка – проспект Победы.
    Здесь выходят маленькие пассажиры: рядом театр кукол. А дальше тянется парк Победы. Его заложили в день тридцатилетия победы над фашистской Германией. И каждый день в субботу один раз в год калининцы работают в этом парке – сажают деревья, наводят порядок.
    – Следующая остановка – площадь Капошвара.
    Ещё одна страничка из жизни моего города. Капошвар – венгерский город, побратим нашего Калинина. Центр области Шомодь, с которой соревнуются калининцы. Каждый месяц подводятся итоги этого социалистического соревнования. Часто в Калинин приезжают делегации из Венгрии, знакомятся с нами, с нашим городом.
    Посмотрите, дома на площади полукруглые – вот и получается, что площадь круглая. Раньше так её и называли. Таких площадей в Советском Союзе немного. Здесь же – трамвайное депо, сильное движение, поэтому на перекрёстке надо быть вдвойне внимательным.
    – Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка...
    Нет, подождём минуту. Видите, женщина с девочкой торопятся, и чемодан в руках. Наверное, опаздывают на вокзал. Ничего, что мы потеряли несколько секунд, зато женщина теперь успеет. Так, следующая остановка...
    Быстро меняется облик города. И мы, трамвайщики, как никто, видим эти перемены. Привокзальная площадь, по которой я несколько лет назад ехала ещё на старом трамвае – такие лишь сегодня на нескольких маршрутах остались, – расширилась, стала свободнее, рядом парк появился. Здесь же и универмаг самый крупнейший в городе, недавно открытый, хозяйственный магазин, центральная аптека. Особенно люблю ездить по этому маршруту в пятницы и субботы, когда одна за другой к новому зданию городского ЗАГСа подъезжают свадебные машины.
    Конечно, маршрут, по которому я сегодня еду, есть не весь Калинин. Свернём на минуту с нашей линии в центр города. Раньше линия трамвая шла по ул. Урицкого. Теперь эту улицу, одну из самых старых в городе, хотят сделать такой, какой она была в старину. Представьте себе старые улицы, фонари, замысловатые вывески над входом в маленькие магазинчики. Возможно, это осуществится не так скоро, но обязательно будет.
    Люблю проезжать через Волжский мост. Волга у нас не очень широкая. Ведь здесь её самое начало, ведь Калинин – первый город, встречающийся на её пути к Каспию. По одну сторону моста – ладья отважного путешественника Афанасия Никитина, кажется, вот-вот она коснётся воды, на другом берегу – памятник Пушкину. Поэт словно облокотился на решётку моста.
    Вот я и показала какую-то часть нашего города. Теперь я знаю его хорошо. А шесть лет назад, когда я в первый раз самостоятельно повела трамвай, ехала я по городу незнакомому. Рядом сидела Нина Ивановна Лаврова, мой наставник. Она знала, как мне трудно, она всё видела:
    – Таня, трамвай только тогда тебя послушает, когда доверишься ему. Чего боишься? Ну, смелее...
    Сейчас Нина Ивановна, наверное, не помнит тех слов – мало ли учеников у неё было – а я помню. Она учила меня азам трамвайной техники. Где с какой скоростью ехать, как разъехаться на площади, что делать, если случится обрыв контактных проводов – да мало ли премудростей мне подарила Н.И. Лаврова. Это со стороны кажется, что трамвай рельсы ведут. Всякое бывает. Однажды я попала в аварию. В тот день дорога была скользкая – вот и грузовик занесло, потом шофёр рассказывал, что он решил наехать на трамвай, а не на тротуар, было много на нём народа. Я тогда только начинала самостоятельно ездить. Выбежала в салон и заплакала. И от страха, и от того, что всё хорошо кончилось. А все пассажиры меня успокаивали... Нина Ивановна потом тоже говорила:
    – Ничего, обойдётся. Верь в то, что машина слушается тебя.
    Благодаря Нине Ивановне я хорошо понимаю, что значит для начинающего водителя наставник. Теперь я сама стала наставником, я понимаю молодых, и стараюсь помочь им. Прививаю им любовь к своему городу, любовь к профессии. Теперь он и мой город, много изменил он у меня в жизни. Судите сами, чем для меня стала 10-я пятилетка. Приехала в незнакомый город, стала водить трамвай №9. За эти годы изъездила весь Калинин почти на всех маршрутах. Рядом со мной в кабине – подшефные. Стараюсь привить им не только знание в технической части, но и уважение к пассажирам, которые доверили свои жизни, своё время, своё настроение.
    Что ещё произошло?.. Пять лет – это большой отрезок времени. Приехала в Калинин 18-летней девчонкой. Сейчас я уже мать и жена. Познакомилась я с Борисом в комитете комсомола в нашем трамвайно-троллейбусном управлении. Он сменный мастер троллейбусного депо. Нашему Андрюше два года, и он очень любит кататься на трамвае.
    Иногда вижу, как кто-то из пассажиров, оторвав билет, рассматривает его – счастливый попался или нет. Конечно, это шутка, но всё-таки кажется, что когда-то мне повезло: в руках оказался счастливый билет – моя работа, мой город и моя семья.

Татьяна АСТАФЬЕВА. Город Калинин.
Записал Владимир ЩЕРБАКОВ

Статья опубликована в журнале «Алый пантограф», № 1 (28), 1981
(из архива Василия Филиппова)

© 2006-2007 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

X