ТРАМВАИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СЕРИИ

До начала 70-х годов прошлого века все трамваи, выпускавшиеся в СССР, имели либо непосредственную (высоковольтную) систему управления, либо были оборудованы косвенной релейно-контакторной системой управления (РКСУ).
    В начале семидесятых был разработан проект трамвайного вагона с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ). Производство вагонов велось Рижским вагоностроительным заводом при непосредственном участии предприятий Москвы и Запорожья. Трамваи получили заводское обозначение 71-217, позднее модернизированные вагоны имели обозначение 71-267. Вагонам была присвоена серия РВЗ-7.
    Вагон имел трехдверный кузов, обшитый по бокам гофрированными листами. Длина вагона составляла 15300 мм, ширина - 2623 мм. Салон трамвая был оснащен мягкими индивидуальными сидениями, однорядными по левому борту и двухрядными по правому. У дверей также устанавливались одиночные сидения. Внутренняя обшивка из светлого пластика улучшала освещенность салона. В темное время суток салон освещали люминесцентные лампы. Вентиляция осуществлялась через оконные форточки и люки в крыше вагона. В холодное время года салон отапливался электропечами, а кабина водителя — электрокалорифером. Максимальная вместимость салона составляла 218 человек.
    Кузов РВЗ-7 опирался на две двухосные рамные тележки, база каждой из которых равнялась 1940 мм, диаметр колес — 710 мм. На каждой тележке было установлено по два тяговых электродвигателя мощностью 60 кВт каждый. Расположение ТЭД — поперечное с креплением на раме тележки. Осевой редуктор — двухступенчатый, цилиндрический с передаточным числом 7,2. Наименьший радиус кривых для вагона РВЗ-7 был равен 16 м.
    Вагон имел двухступенчатое рессорное подвешивание с пневматическим центральным подвешиванием. Это новшество существенно улучшало плавность хода и уменьшало воздействие вагона на путь.
    Применение ТИСУ обеспечивало вагону плавный и экономичный автоматический пуск, а наличие электродинамического рекуперативно-реостатного тормоза позволяло существенно экономить электроэнергию. Кроме того, вагон имел дисковый тормоз с пневматическим приводом и рельсовый электромагнитный тормоз.
    Конструкционная скорость РВЗ-7 составляла 75 км/ч, при этом до 40 км/ч вагон разгонялся около 16 секунд. Масса порожнего вагона равнялась 20,5 тонн.
    К сожалению, этот эксперимент не был доведен до конца. Из-за многочисленных конструктивных недостатков РВЗ-7 так и не был запущен в серийное производство.
    Всего с 1974 по 1985 год было построено 22 вагона РВЗ-7. В разное время эти вагоны проходили испытания в Москве, Горьком (Нижнем Новгороде), Казани, Новосибирске, Калинине (Твери).
    В настоящее время сохранилось лишь два экземпляра этой серии: 71-217 в нормальном состоянии в Нижнем Новгороде и 71-267 в виде кузова на тележках в Твери.

Василий ФИЛИППОВ
На снимке из архива автора: трамвайный вагон РВЗ-7, репродукция с рекламного буклета.

Статья опубликована в журнале "Пантограф" №1 (15) январь-февраль 2005 (см. на сайте).

© 2006-2008 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X