ТРОЛЛЕЙБУС ТВЕРИ

До 1967 года в Твери, тогда еще — Калинине, существовало только два вида городского общественного транспорта: трамвай, первая очередь которого была пущена в 1901 году, и автобус. В мае 1967 года к ним прибавился еще один вид общественного транспорта — троллейбус.
    Троллейбусный парк расположился на берегу реки Лазурь, на улице 15 лет Октября. Подвижной состав в 1967 году насчитывал 15 новеньких машин модели ЗиУ-5 №№ 1-15. Первый маршрут связал центр города с самым его отдаленным районом — поселком Химинститута. Второй маршрут протянулся от железнодорожного вокзала до Комсомольской площади. В 1968-1969 годах парк пополнили еще несколько ЗиУ-5Д №№ 16-25, а в 1970 году прибыли машины ЗиУ-5Д с №№ 26-40. В 1971 году прибыла последняя партия ЗиУ-5Д с №№ 41-55. Машина с № 43 позднее была переделана в учебную, и ей был присвоен № 201. Остов кузова этого троллейбуса до сих пор ржавеет на задворках недалеко от станции Тверь. Машина № 33 сохранилась до наших дней в более хорошем виде. Ее используют в качестве сарая на участке службы контактной сети. Также в одном из гаражей сохранилась передняя половина кузова ЗиУ-5. Номер этой машины, к сожалению, установить не удалось. На сегодняшний день это все, что осталось от 55 двухдверных машин.
    Наступил 1972 год. Завод имени Урицкого прекратил выпуск троллейбусов пятой и седьмой моделей и приступил к производству ЗиУ-9 (682). Новые трехдверные машины в Тверь поступили уже в том же 1972 году и получили №№ 56-65. Эти машины продолжали поступать в город и в последующие годы. Машины 1972-1973 годов выпуска не имели резиновых ободков над арками колес. Их колесные арки были угловатыми и окантованы алюминиевым профилем.
    К тому времени в городе действовал еще один маршрут троллейбуса — № 3. Он связал микрорайон Южный от улицы Можайского через центр города и его заволжскую часть с Ленинградской заставой. Вскоре маршрут № 2 был продлен до микрорайона Первомайский. Оттуда же до микрорайона Чайка стал действовать четвертый маршрут. Некоторое время спустя «тройку» закольцевали на весь микрорайон Южный, а к нему прибавились маршруты с №№ 5 и 6. «Пятерка» была пущена для удобства работников предприятия «Химволокно» и заканчивалась на Московском шоссе напротив одной из проходных этого завода, где специально было сделано разворотное кольцо. Линия № 6 пролегла от улицы Можайского до центра. В Заволжье линию троллейбуса продлили сначала до вагоностроительного завода, а в 1978 году - до микрорайона Юность. Третий маршрут стал самым длинным по протяженности в городе. Шестой маршрут «перекинули» из центра в Юность, а в Южный пошли троллейбусы маршрутов №№ 7, 8. Линия № 7 пролегла от центра через весь Южный, а № 8 - от центра до ул. Можайского, но действовал этот маршрут только в часы «пик».
    В том же 1978 году парк пополнился четырьмя новыми грузовыми дуобусами Киевского завода модели КТЗ-100. Первые два из них были грузовыми фургонами с №№ 301, 302, а два других - платформами №№ 303, 304. Машины с №№ 302 и 304 в эксплуатации находятся до сих пор. В 1979 году бортовые номера троллейбусов достигли № 140.
    С 1980 года началось массовое исключение из инвентаря парка «пятерок». Многие организации города покупали списанные машины для собственных нужд, и за заборами то тут, то там появлялись полукруглые крыши с постаментом. Олимпийский год не обошел стороной и троллейбусы девятой модели. Были списаны несколько машин из первых партий. В 1981 году парк пополнился всего тремя машинами ЗиУ-682Б. В 1982 году прибыло десять, в 1983-м — пятнадцать троллейбусов аналогичной модели. Все вновь поступившие машины заменили списанные ЗиУ-5 и ЗиУ-5Д. В 1984 году на линию выходила лишь одна последняя в Твери «пятерочка» с № 46. Вот так еще совсем недавно привычно смотревшийся облик троллейбуса стал весьма экзотичным. К концу года не стало и «сорок шестого».
    В 1985 году прибыла партия троллейбусов ЗиУ-682В с современным дизайном наружной световой сигнализации. Каждые полгода выпускалась новая группа водителей, работало три учебных машины №№ 202 — 204, причем троллейбус с № 203 до самого списания имел «родные» необрезиненные арки колес.
    Вдоль реки Лазурь на пустыре была построена скоростная автодорога. Из парка на эту дорогу соорудили выезд и въезд. И в том же 1985 году на этой дороге был проведен Всесоюзный конкурс водителей троллейбуса. Движение автомашин на время проведения конкурса было закрыто. В те же годы третий маршрут продлили до завода «Центросвар» (ТЗСК). Маршруты №№ 2, 4 продлили от Первомайского до кинотеатра «Россия» (длина нового участка около 1 км).
    В 1987 году парк не получил ни одной машины!!! А в 1989 году помимо новых прибыли три б/у троллейбуса из Москвы. Они получили №№ 63, 133, 144. Проработав несколько месяцев, московские машины были списаны.
    В конце 80-х появился маршрут № 9 сообщением Южный — театр Кукол, а шестой маршрут был укорочен и стал работать от «Центросвара» до вагонного завода.
    В 1990 году парк пополнился 24 троллейбусами, включая две первых «гармошки» «Икарус-СВАРЗ-280Т» с № 23 и 130, а также два ЗиУ-682ГН — первые в городе машины заводского производства с большой кабиной. В 1991 году пришли третья «гээнка», получившая № 1, и девять ЗиУ-682ГОО. Следующий 1992 год знаменателен поступлением двадцати «чилиек» ЗиУ-682Г10 и шести энгельсских «гармошек» ЗиУ-683БОО. Начавшийся в начале 90-х упадок городского хозяйства привел к ликвидации «лишних» маршрутов №№ 8, 9. Но открывались и новые: №10 «Южный — Ж/д вокзал»; № 11 «Кинотеатр «Россия» — Цирк» (центр). Кольцо «пятерки» на Московском шоссе разобрали и продлили маршрут до Химинститута. В середине 90-х новый мост через Волгу закрыли на капитальный ремонт, а троллейбусную линию перекинули на старый мост, где она проходит и сейчас. В 1993 году в Тверь пришла одна «гармошка», в 1994-м — пять, в 1995-м — еще одна. Все они были модели ЗиУ-620501.
    В 1996 году в Вологде была закуплена партия из шести б/у машин после КВР, одна из них № 26 ЗиУ-682Б 1978 года выпуска. С того же года на троллейбусы стали устанавливать сплошные задние бампера. В городе появился еще один маршрут № 12, связавший между собой микрорайон Юность и кинотеатр «Россия». Маршрут № 11 был отменен, а № 6 вновь уже несколько последних лет ходит от центра, а № 5 укорочен до вокзала. В 1997-1998 годах пришло по одной машине АКСМ-101, из Белоруссии. В 1999 году поступило два ЗиУ-682ГОА. Это были последние на сегодняшний день новые энгельсские машины. Троллейбус модели ЗиУ-682В № 77 силами депо был оборудован тиристорным преобразователем по типу белорусских машин АКСМ-101.
    В 2001 году из Вологды поступили пять кузовов ВМЗ-170. На них установили узлы и агрегаты со списанных машин, и троллейбусы вышли на линию. В конце 2001 года из Москвы на буксире привезли подержанную «гармошку» ЗиУ-683Б 1990 года выпуска, которая заменила списанную машину «Икарус-СВАРЗ-280Т» № 130, которую восстановили и также выпустили на линию. За неимением средств на закупку новых машин, троллейбусный парк берет машины «из-под забора» и восстанавливает их своими силами. Маршрут № 10 с недавних пор закрыт. Тем не менее, в 2002 году ожидалось поступление партии из 20 новых троллейбусов ВЗТМ-5284 из города Волгограда. Первые из них поступили 12 августа, а уже через два дня прошли внутрипарковую обкатку. Новым машинам были присвоены городские №№ 29-33. Интерес представляет то, что три троллейбуса с №№ 29, 31, 32 имеют в лобовой части маршрутный указатель, а у двух оставшихся с №№ 30, 33 он отсутствует. В первой половине осени 2002 года в Тверь поступило еще пять волгоградских машин.

Василий ФИЛИППОВ

Статья опубликована в журнале "Пантограф" №4 (6) декабрь 2002

© 2006-2007 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X