ТУЛА — ТВЕРЬ: ПАРАЛЛЕЛИ

Тверь – столица одноименной области, расположенной, как и наш край, на границе с Московской областью, но только на северо-западном направлении. По численности населения Тверь лишь немного уступает Туле, поэтому в городе функционирует наземный электрический транспорт.
    Действуют 11 круглогодичных и один летний маршруты трамвая (еще в начале 90-х маршрутов было 18, на три больше, чем в аналогичный период в Туле) и 9 маршрутов троллейбусов (в прежние годы их было двенадцать). Для сравнения хочется заметить, что сейчас в Туле работает 13 трамвайных и 8 троллейбусных маршрутов. В Твери, как и в нашем городе, два трамвайных и одно троллейбусное депо.
    Переход на рыночные отношения и другие перипетии последнего десятилетия коснулись в числе прочего и транспорта Твери. Как и в Туле, упразднены некоторые маршруты. Более того, в 1998 году демонтированы трамвайные пути с улиц Советской и Перовской на участке от Тверского проспекта до проспекта Калинина, а в 1999 году закрыто движение трамваев по улицам Вагжанова и Советской от Восточного моста до Тверского проспекта. В Туле на данный момент все имеющиеся линии сохранены. Но проблема содержания в исправном состоянии путевого хозяйства, контактной сети, их своевременной замены актуальна для обоих наших городов. Если же быть более точными, на это все просто не хватает средств.
    В 80-е годы парки трамваев Твери и Тулы были, можно сказать, "близнецами-братьями". Пассажирские перевозки обеспечивали исключительно чешские "Татры" моделей Т-3 и Т-3М, но прекращение поставок техники из Чехии стало толчком к необходимости закупки отечественных вагонов. Здесь трамвайщики Твери не были уникальными в своем роде, а, как и туляки и многие коллеги из других городов, обратили свой взор на Усть-Катавский вагоностроительный завод. В результате город на Волге получил достаточно крупную партию уральских вагонов. Причем если в Туле эксплуатировались только трамваи модели КТМ-8К, то в Тверь поступали вагоны не только модели КТМ-8К, но и более ранние КТМ-5. Отечественные трамваи в Твери, в отличие от Тулы, прижились и вполне благополучно эксплуатируются и в настоящее время. Более того, в Твери не прочь закупить оставшиеся на балансе тульского МП "Тулгорэлектротранс" несколько поношенных вагонов модели КТМ-8К.
    Однако новые вагоны тамошние транспортники не получали аж с 1994 г. Десяток бывших в употреблении чешских Татр-3, купленных в Москве, в расчет можно не брать. В дополнение к ним в 2000 году транспортники Твери закупили в нашем городе два списанных трамвая модели Т-3М. В сложившихся условиях следовало было решить вопрос с продлением срока службы чешских "Татр", которых еще немало осталось на службе в Твери. Своеобразной палочкой-выручалочкой стал капитально-восстановительный ремонт вагонов, который проводится как в самом городе на Волге, так и на нашем Комбайновом заводе. Тамошние трамвайщики высоко оценивают качество тульского ремонта и с охотой направляют вагоны на наш ТуКЗ. Кстати, на данный момент четыре тверских "Татры" проходят капремонт в нашем ТуКЗе.
    Объем закупок троллейбусов и автобусов в Твери гораздо уступает тульским. Так, если наши троллейбусники в прошлом году получили 17 вологодских машин и 8 бывших в употреблении дизель-электрических гармошек из Франции, то тамошние – только пять вологодских машин и один старый троллейбус из Москвы. Кстати, Тверь практикует закупку поношенных "рогатых" машин в столице, что для нашего города нехарактерно. С автобусом в Твери ситуация еще хуже. Привычные "Икарусы" и "ЛиАЗы" уже практически сошли с маршрутов, а полученные в 1996-1997 годах 34 новых "Мерседеса" (турецкой сборки) погоды в городе не сделают. В то же время за последние три года в Тулу поступило более 130, пусть и не новых, а подержанных автобусов моделей "Рено", "Кароса" из Франции и Чехии. Это позволило повернуть вспять процесс свертывания перевозок большими автобусами и коммерциализацию в нашем городе, в том числе и за счет создания муниципального автопарка.
    В течение 2000-2001 годов в Твери из-за долгов перед энергетиками возникали отключения электроэнергии в контактной сети. Были дни, когда функционировал только один трамвайный маршрут. У нас подобную ситуацию удалось не допустить, хотя еще имеются прежние долги за электроэнергию, но текущие платежи платятся исправно.
    Примечательный факт: за одну поездку в городском электротранспорте жителям Твери приходится выкладывать три рубля, тулякам же эта услуга обходится на рубль дешевле.
    Увы, перспективы у тверских электротранспортников далеко не радужные. Местное ТТУ по причине больших долгов признано банкротом. В январе начался процесс акционирования предприятия. Тем не менее контрольный пакет акций будет сохранен за городской администрацией, а это значит, местные власти по-прежнему смогут контролировать деятельность важной отрасли городского хозяйства.

Денис ДЕНИСОВ
 Р. S. Выражаю благодарность жителю Твери Василию Филиппову,
бывшему водителю трамвая, за предоставленную информацию

Статья опубликована в газете «Тульские магистрали», 31 мая 2002, № 4 (69)
(из архива Василия Филиппова)

© 2006-2007 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

X