100 ЛЕТ ТВЕРСКОМУ ТРАМВАЮ

16 октября 1898 г. Тверская городская управа заключила договор с дворянином С.А. Бернатовичем об устройстве в городе двух линий электрического трамвая: 1) от железнодорожной станции Тверь до пароходных пристаней на Волге; 2) от губернской земской больницы по центральной улице города (ныне Советская) и далее на запад до фабрики товарищества Тверской мануфактуры (позже эта фабрика Морозова стала называться «Пролетарка»). В 1899 г. было основано общество Тверской городской железной дороги и электрического освещения, штаб-квартира которого располагалась в Петербурге на Невском проспекте, 30.
    Строительство депо на 16 вагонов и электростанции у 2-й Никольской ул., на берегу реки Тьмака началось в 1900 г. Путь укладывался одноколейным, с разъездами, шириной 1000 мм. Всего было уложено 7240 м одиночного пути. В 1901 г. в Тверь прибыли 15 моторных и 7 прицепных двухосных вагонов. 15 (28) августа 1901 г. началось движение по первому участку от вокзала до присутственных мест (Восьмиугольная площадь, позже - пл. Ленина). Вслед за этим открылось движение от этой площади до Морозовской фабрики мануфактуры («Пролетарка»). В 1901 г. трамвай перевез 207 тыс. пассажиров.
    Трамвай оказался весьма прибыльным предприятием. Так, в 1910 г. он дал 20.273 рублей чистой прибыли. В 1914 г. трамвай перевез 2573 тыс., в 1917 г. - 4165 тыс. пассажиров. В 1918 г. он был муниципализирован. В 1919 г. в депо прибыли 10 вагонов б/у.
    В связи с отсутствием топлива на электростанции движение трамвая прекратилось 20 ноября 1920 г. и было восстановлено только 11 апреля 1922 г. В 1923 г. им было перевезено 1932 тыс. пассажиров. В 1924/25 г. протяженность одиночного пути составляла 9,3 км.
    Летом 1928 г. было принято решение о перешивке колеи с 1000 мм на 1524 мм. Строительные работы на линии Советская больница - центр - фабрика «Пролетарка» длиной 4,8 км по оси улиц развернулись в августе 1929 г. Был построен новый железобетонный мост через реку Тьмака, уложены двойные ширококолейные пути. В 1930 г. с Мытищинского завода прибыли первые 11 двухосных моторных вагонов типа «Х», которые пошли по новой линии 1 мая 1930 г. В июне этого года работы по перешивке начались на линии от площади Ленина по Вокзальному шоссе до вокзала длиной 2,9 км. Здесь новые вагоны пошли 7 ноября 1930 г. Так за два года узкая колея в Твери была перешита полностью на широкую общей протяженностью 15,4 км. Старые узкоколейные вагоны были проданы трамвайным предприятиям Крыма. Благодаря перешивке резко вырос объем перевозок: в 1929 г. - 7057 тыс., в 1930 г. - 11350 тыс. пассажиров.
    15 августа 1931 г. была введена в строй новая двухпутная линия в Заволжской части города длиной 4 км от вагоностроительного завода до моста через Волгу, а в начале декабря того же года - однопутная линия по новому мосту через реку Тверца до Пожарной площади в Затверечье. В марте 1932 г. вступила в эксплуатацию загородная Савватьевская грузовая одноколейная линия для вывоза торфа, длиной 4,9 км. В 1932 г. были построены разворотные кольца на «Пролетарке», у Советской больницы и вокзала. В конце 1931 г. в парке было 18 моторных и 5 прицепных двухосных пассажирских вагонов. В течение 1932 г. прибыли еще 8 новых моторных и 3 прицепных вагонов б/у из Москвы, а также 1 грузовой электровоз. В 1933 г. старый трамвайный парк полностью сгорел. Новое депо на 75 вагонов было выстроено в 1933-34 гг. и открыто в конце 1934 г.
    В 1932 г. трамвай перевез 25,3 млн. пассажиров, в 1934 г. -32,7 млн. С 1932 г. действовал грузовой трамвай, который перевозил торф и песок.
    В 1934 г. за железной дорогой была построена изолированная от остальной сети одноколейная линия до ткацкой фабрики им. Ворошилова (ныне кольцо «1-я Республиканская») длиной 2,7 км. По состоянию на 1 июля 1934 г. в Калинине (так стала называться в это время Тверь) было 28 моторных и 13 прицепных пассажирских вагонов, 3 моторных грузовых платформы и 2 электровоза.
    В 1935 г. был уложен разворотный треугольник у Волжского моста в Заволжье, а в 1936 г. - разворотные кольца на обоих конечных пунктах Заволжской линии - у мясокомбината и вагонзавода, что позволило пустить по этой линии вагоны с прицепками.
    7 ноября 1936 г. была введена в строй новая одноколейная линия длиной 2,4 км от Советской больницы по ул. Вагжанова до Московской заставы. Эта линия была продлена 20 октября 1937 г. до заводов КРЕПЗ и «Калининшелк» (Новопромышленный район). В 1937 г. на одноколейной торфовозной линии был открыт новый пассажирский маршрут до деревни Старая Константиновка. В конце этого года в Калинине действовали следующие маршруты трамвая: (1) Совбольница - Пролетарка, (2) Пролетарка - Вокзал, (3) Вагонзавод - мясокомбинат, (4) Вагонзавод - КРЕПЗ, (5) Вагонзавод - Вокзал, (6) Пролетарка - фабрика им. Ворошилова, (7) Вагонзавод - деревня Новая Константиновка. В конце этого года была сдана в строй тяговая подстанция № 2 на проспекте Калинина.
    В 1939 г. линия от фабрики им. Ворошилова была продлена на 2,4 км до Мигалова, а Заволжская линия - от вагонзавода до Горбатого моста (0,8 км). В 1940 г. трамвай перевез 67 млн. пассажиров. В предвоенные годы стали поступать вагоны Усть-Катавского завода.
    В связи со сдачей города немецким войскам трамвай остановился 12 октября 1941 г. Контактная сеть и электрооборудование были вывезены в Саратов. Во время боев за город трамвайное хозяйство сильно пострадало. Город был освобожден 16 декабря 1941 г. Для восстановления трамвая прибыла специальная бригада Мострамвайтреста. Первая линия от площади Революции до вокзала была открыта 1 февраля 1942 г., второй маршрут от вагонзавода до мясокомбината - 15 февраля, от мясокомбината до Старой Константиновки - 4 марта, от площади Ленина до завода КРЕПЗ - 26 марта, от площади Революции до Верховской улицы - 21 апреля, по Тьмацкому мосту до «Пролетарки» - 26 апреля 1942 г. Движение трамвая до Мигалова возобновилось 16 декабря 1943 г. Стал работать и грузовой трамвай. В 1944 г. на ходу было 39 моторных и 30 прицепных отремонтированных вагонов. К 1950 г. своими силами были восстановлены 37 вагонов.
    Трамвайная сеть была разорвана пополам, так как Волжский мост был взорван. На месте него в 1944-47 гг. был построен новый мост из частей старого разобранного моста имени лейтенанта Шмидта из Ленинграда (он был сдан в строй 1 февраля 1947 г.) (здесь ошибка: из частей этого моста построен Новый Волжский мост - А. Х.).
    25 апреля 1948 г. было восстановлено движение трамвая от вагонзавода до Горбатого моста в Заволжье, а в октябре 1948 г. введена в строй вторая колея от Советского переулка до завода КРЕПЗ. В конце 1948 г. в Калинине действовали 5 маршрутов трамвая. 21 октября 1950 г. был открыт маршрут № 6 от вокзала до Затверечья. В конце 1952 г. действовали следующие маршруты: (1) Пролетарка - КРЕПЗ, (2) Пролетарка - Вокзал, (3) Вагонзавод - мясокомбинат, (4) Вагонзавод - КРЕПЗ, (5) Горбатый мост - Вагонзавод - Вокзал, (6) мясокомбинат - Вокзал, (7) Вагонзавод - Пролетарка, (8) Пролетарка - Мигалово, (9) мясокомбинат - Савватьево, (10) Пролетарка - фабрика им. Ворошилова.
    В 1952-53 гг. в депо поступили первые поезда КТМ-П-1, а также вагоны МС и ПС б/у из Ленинграда. В 1959 г. были получены 12 вагонов КТМ-П-1 и 2 опытных модернизированных поезда КТМ-П-2.
    В 1953 г. уложены вторые пути от Пожарной площади до мясокомбината, кольцо у силикатного завода. 6 ноября 1954 г. введена в строй новая линия от Московской заставы по ул. Орджоникидзе в поселок «Калининшелк» до ул. Озерной (маршрут № 11 «Искож» (б. КРЕПЗ) - ул. Озерная), которая в 1955 г. была удлинена на 1,1 км до Новопромышленной площади. Летом 1955 г. был уложен второй путь до фабрики им. Ворошилова, устроено разворотное кольцо в Мигалово.
    3 ноября 1956 г. был введен в эксплуатацию новый Волжский мост с двухколейной трамвайной линией (до этого трамваи шли по старому мосту по одноколейке). В 1955-56 гг. были построены вторые пути по ул. Вагжанова, на проспекте Ворошилова, а в 1958 г. - от мясокомбината до силикатного завода № 2 в Затверечье. 9 июля 1959 г. была введена в эксплуатацию новая трамвайная линия по ул. Новопромышленная до новой швейной фабрики в сторону проспекта Чайковского (ныне проспект Победы). В августе 1959 г. было построено поворотное кольцо у деревни Старая Константиновка. По состоянию на 1 января 1960 г. в Калинине действовали следующие маршруты трамвая. (1) ткацкая фабрика - «Искож», (2) ткацкая фабрика - вокзал, (3) силикатный завод № 2 - вагонзавод, (4) «Искож» - вагонзавод, (5) Горбатый мост - вокзал, (6) деревня Старая Константиновка - вокзал, (7) вагонзавод - Мигалово, (8) швейная фабрика - «Искож», (9) силикатный завод № 2 - поселок Шелка.
    30 декабря 1960 г. была открыта новая линия от швейной фабрики № 1 по ул. Новопромышленной (ныне проспект Победы) до проспекта Чайковского (здесь пошли вагоны маршрута № 8). 2 ноября 1967 г. трамваи стали курсировать еще по одной новой линии - от площади Капошвара по ул. Дарвина и Спартака до «Пролетарки». В апреле 1967 г. в город прибыли первые 7 трамваев «Татра-3» из Чехословакии.
    В июле 1962 г. был разработан проект строительства троллейбусного депо на 50 мест, линии первой очереди длиной 10,4 км по оси улиц, 2 тяговых подстанций. Заказчиком троллейбусной линии был Всесоюзный НИИ синтетического волокна (ВНИИСВ), расположенный в юго-восточном пригороде Твери на выезде в Москву. Сооружение этой линии началось в 1963 г. и закончилось в 1967 г. Водители обучались в нынешнем Нижнем Новгороде. В начале 1967 г. из Энгельса поступили первые 15 машин ЗиУ-5, которые стали курсировать по пригородной линии «Троллейбусный парк - пл. Гагарина - ВНИИСВ» 5 мая 1967 г. Стоимость проезда составляла 5 копеек (в других городах в это время она была 4 копейки). Эта линия была продлена в сторону центра (до площади Победы) 5 ноября 1968 г., а 3 ноября 1969 г. в западную часть города - по мосту через реку Тьмака, ул. Бебеля и проспекту Калинина до Комсомольской площади. В ноябре 1971 г. троллейбусы пошли на вокзал, в ноябре 1972 г. новые машины ЗиУ-9 освоили новый маршрут до микрорайона «Чайка». Линия от Комсомольской площади по Кооперативной ул. до Первомайского микрорайона открыта 1 ноября 1973 г., в микрорайон Южный - в августе 1974 г., по Волжскому мосту до Ленинградской заставы в Заволжье - 27 октября 1975 г., до вагонзавода - 28 октября 1976 г., одностороннее кольцо в Южном микрорайоне - в ноябре 1977 г.
    В октябре 1974 г. была сдана в эксплуатацию новая трамвайная линия в Заволжье - по ул. Благоева до поселка Соминка (маршрут № 11), где развернулось сооружение второго трамвайного депо (оно было введено в строй в 1976 г.). На территории этого депо был сооружен полигон для эксплуатационных испытаний экспериментальных образцов новых вагонов трамвая.
    В 1976 г. трамвай и троллейбус перевозили 80% всех пассажиров городского транспорта Калинина. В августе 1976 г. трамвайные пути были сняты с ул. Урицкого в центре и перенесены на Тверской проспект. К этому времени почти все вагоны КТМ-П-1 и КТМ-П-2 были списаны и заменены новыми чешскими Т-3 (большая партия из 60 таких вагонов прибыла в апреле 1977 г.).
    28 ноября 1978 г. была открыта новая троллейбусная линия до завода «Центросвар» в Заволжье. Троллейбусное депо в 1981 г. было расширено до 100 мест, хотя на инвентаре уже было 118 машин. 5 ноября 1981 г. была введена в строй новая трамвайная линия № 15 по новому Восточному мосту через Волгу прямо в Затверечье. В декабре 1987 г. трамваи пошли по новой линии от рыбокомбината по путепроводу над Октябрьской железной дорогой до поселка Крупской, которая в 1988 г. была продлена до ул. Левитана в Южном микрорайоне. В это же время линия трамвая была продлена от железнодорожного до автобусного вокзала. В 1985-88 гг. в город поступили 35 новых трамваев Татра-3М, в 1991-92 гг. - 17 вагонов КТМ-5А, а с 1993 г. поступают КТМ-8К. В начале 1990-х годов прибыли первые троллейбусы ЗиУ-10, «Икарус-280Т» б/у из Москвы, в 1998 г. - два белорусских троллейбуса АКСМ-101.
    Весной 1998 г. трамвайные пути от Тверского проспекта по ул. Советской и С.Перовской были сняты, в связи с чем изменились многие маршруты. Осенью 1998 г. в Твери действовали следующие маршруты:
    ТРАМВАЯ
    (3) ДСК - ул. Вагжанова - ул. Маяковского - Старая Константиновка, (4) ДСК - «Искож», (5) ДСК - автовокзал, (6) Старая Константиновка - автовокзал, (8) автовокзал - «Искож», (10) Южный - ДСК, (11) ул. Кольцевая - автовокзал, (12) Мигалово - «Искож», (13) Мигалово -бульвар Цанова, (14) Мигалово - автовокзал, (15) Старая Константиновка - Южный, (16) Старая Константиновка - Республиканская, (17) Южный - «Искож», (18) ул. Кольцевая - ДСК.
    ТРОЛЛЕЙБУСА
    (1) Цирк - ВНИИСВ, (2) кинотеатр «Россия» - вокзал, (3) завод «Центросвар» - ул. Левитана, (4) кинотеатр «Россия» - Чайка, (5) ВНИИСВ - вокзал, (6) завод «Центросвар» - цирк, (7) Южный - цирк, (10) Южный - вокзал, (12) кинотеатр «Россия» - микрорайон Юность.
    В 1998 г. трамвай перевез 138,6 млн., а троллейбус - 137,7 млн. пассажиров. Протяженность трамвайных путей по оси улиц составляла на 1 января 1999 г. 39 км, троллейбусных линий - 39 км. Имелось 232 трамвая и 107 троллейбусов.

Литература
    - Журавлев Н.В. 35 лет Калининского трамвая // Пролетарская правда. - 1936. - 16 апреля, - с. 4
    - 50 лет Калининского трамвая // Пролетарская правда. - 1951. - 4 декабря, - с. 3
    - Заморин К. Тверскому трамваю - 80 лет // Калининская правда. - 1981. - 28 августа, - с. 4
    - Молотков С. Из Твери в Калинин трамваем // Ленинградские магистрали. - 1984. - 16 ноября
    - Тверцов А. Шел по улице трамвай // Калининская правда. - 1988. - 28 февраля, - с. 7
    
(также использовался этот материал из ТТУ - А. Х.).

С.А. ТАРХОВ
2.VII.2001

Из архива Тверского музея ГЭТ
(также статья опубликована в журнале «Вестник ГЭТ России», 2001 - 4 стр. 38-41)

© 2006-2012 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

X