ТВЕРСКОЙ ТРАМВАЙ ОТМЕЧАЕТ СВОЕ 105-ЛЕТИЕ!

В октябре 1898 года Тверской городской управой был подписан договор с бельгийской компанией на строительство линии трамвая и питающей ее электростанции.
    Первоначально были уложены пути, связавшие Восьмиугольную площадь (пл. Ленина) и Морозовскую фабрику (ныне «Пролетарка»), длиной 4,5 км. Впоследствии их продлили до земской больницы (Московская площадь). Во вторую очередь построили пути от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала протяженностью 2,8 км. Линии были узкоколейными однопутными с разъездами, располагались пути вблизи тротуара. Трамвайный парк соорудили на берегу реки Тьмаки (сейчас здесь располагается «Тверьэнерго»). Строительство было завершено в августе 1901 года. Официальной датой открытия тверского трамвая считается 28 (по старому стилю — 15) августа 1901 года.
    В дореволюционные годы на линиях работали вагоны бельгийского производства. Их вместительность была невысока — 32 человека, а скорость составляла 15 км/ч. Немного позднее в город стали поступать вагоны мытищинского производства. Простои вагонов на разъездах длились 10-15 минут, поэтому большой популярностью у горожан трамвай не пользовался, несмотря на то, что стоимость проезда в рельсовом транспорте была ниже, чем на извозчике.
    Билет на проезд стоил от 2 до 20 копеек — в зависимости от протяженности поездки. Двухкопеечные билеты имели белый цвет, трехкопеечные — фиолетовый, пятикопеечные — зеленый, семикопеечные — желтый, а десятикопеечные — красный.
    Каждый вагон обслуживали вагоновожатый и кондуктор, профессии в то время сугубо мужские. Помимо утвержденных остановок, трамвай мог останавливаться и по требованию пассажиров. В случае поломки вагона на линии плата за проезд пассажирам возвращалась. Лица в нетрезвом виде, а также в грязной одежде в трамвай не допускались — за этим строго следил кондуктор.
    Маршрут № 1 проходил от земской больницы до фабрики Морозова, № 2 — от Восьмиугольной площади до вокзала. Разворотных петель на конечных станциях не было, вагоны имели по два поста управления.
    В феврале 1918 года все трамвайное хозяйство было национализировано. В ноябре 1920 года в связи с нехваткой топлива для электростанции трамвайное движение в городе было остановлено. Возобновилось оно только в апреле 1922 года. В 1929 году началась реконструкция трамвайного хозяйства и перешивка линий (первоначально маршрута № 1) на широкую колею. В связи с этим, семь старых дореволюционных вагонов были проданы в Краснодар, а оставшиеся еще некоторое время эксплуатировались на втором маршруте. Первого мая 1930 года открылось движение на широкой колее на маршруте № 1, а седьмого ноября — беспересадочное сообщение по маршруту "«Пролетарка» — железнодорожный вокзал". Шло сооружение линий в левобережной части города.
    В 1931 году Тверь была переименована в город Калинин. В 1932 году была пущена в строй однопутная линия грузового трамвая. Начиналась она у Волжского моста (пл. Мира) и, пересекая по только что построенному мосту реку Тверцу, вела в Затверечье, к складу Савватьевских торфоразработок в районе Пожарной площади. По этой ветке осуществлялась доставка торфа на городскую электростанцию. Осуществлялись грузовые перевозки и по другим направлениям.
    1 апреля 1933 года в трамвайном депо произошел сильный пожар. Огонь уничтожил деревянное здание вагонного сарая и большую часть подвижного состава. Новое депо было построено на Станционном шоссе (просп. Чайковского). Более просторное и современное, оно начало свою работу в 1934 году, ныне это депо № 1. В 1940 году трамвай (или, как он именовался в то время, Калининская городская железная дорога), связал все районы города. На линиях работали вагоны серии X с прицепами М.
    Во время войны в октябре 1941 года город был захвачен фашистами. Движение трамваев прекратилось. 16 декабря 1941 года наступающие войска с боями освободили Калинин. Город был в руинах, многое здания пострадали при обстрелах или сгорели, на улицах находилось множество трамваев в удручающем состоянии — часть их была сожжена или разбита. Контактная сеть была практически уничтожена. Отступая, гитлеровцы взорвали и мост, в то время единственный в городе, связывающий правый и левый берега Волги. По нему проходила однопутная линия трамвая. Несмотря на все трудности военного времени, движение трамваев в Калинине возобновилось уже 1 февраля 1942 года.
    После войны вагонов не хватало. Калининские трамвайщики своими силами восстанавливали поврежденные вагоны и даже строили новые. К 1950 году было восстановлено и построено 37 трамвайных вагонов.
    В 1950-х годах парк пополняется новыми вагонами КТМ/КТП-1, а к 1960 году в город поступили первые КТМ/КТП-2, более удобные и комфортабельные, как писала о них пресса тех лет. Началось постепенное замещение парка X и М вагонами Усть-Катавского завода.
    В 1955-56 годах из Ленинграда был перевезен и смонтирован на новом месте мост лейтенанта Шмидта, Новый мост, как его и поныне именуют горожане, разместился в створе Кооперативного переулка (ныне — Тверской проспект). Мост значительно выигрывал по сравнению со старым не только в ширине, но и в допустимой нагрузке. Вскоре на него и было перенесено движение трамваев.
    В 1967 году Калинин получил первые пять чехословацких вагонов Т-3. Трамваям были присвоены номера 201—205. Жители города высоко оценили их вместительность и комфорт, но состояние путей того времени, сносное для «Хашек» и КТМов, не позволяло в полной мере реализовать скоростные качества «Татр». На время начавшейся реконструкции были введены скоростные ограничения. В следующем году еще одна, на этот раз массовая, партия Т-3 вытеснила с городских улиц последние вагоны серии X. «Татры» очень понравились и водителям: условия работы стали намного лучше, вагоны просты и удобны в управлении. Зимой при тридцатиградусных морозах, водители работали в рубашках (сейчас об этом можно лишь мечтать). В 1969 году вместо «Татр» в Калинин поступила последняя партия КТМ/КТП-2. Следующие 10 чешских вагонов поступили лишь в 1971 году. С этого года поставки их становятся ежегодными.
    В 1976 году начало работу трамвайное депо № 2, расположившееся на северной окраине города. На базе этого депо разместился и Всесоюзный испытательный полигон.
    В конце 1970-х годов после реконструкции узенького Кооперативного переулка, он превратился в широкий Тверской проспект. Движение трамваев, до этого проходившее по узкой улице Урицкого (ныне Трехсвятская), было перенесено па проспект.

(Окончание следует)

Василий ФИЛИППОВ
Фото из архива тверского ТТУ, В. Трудова, рисунок автора
Использована информация Владимира БЕЛЯКОВА

Статья опубликована в журнале "Пантограф" №6 (26) ноябрь-декабрь 2006

© 2006-2007 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X