ТРАМВАЙ ВЪЕЗЖАЕТ В XXI ВЕК

28 августа нынешнего года исполнится 100 лет с того дня, как на улицах нашего города появился трамвай. Прошли годы, и былую гордость Твери (как-никак только преуспевающие города могли позволить себе трамвай!) некоторые горожане теперь считают вымирающим и ненужным видом транспорта. С каждым годом у тверичан складывается все более негативное впечатление о работе трамвайщиков, подкрепляемое различными байками и легендами. И в преддверии такого значительного юбилея невольно возникает вопрос: въедет ли наш трамвай в 21-й век, и если въедет, то каким? Хотелось бы развеять мрачные мнения горожан и составить у них куда более приятное впечатление об основном виде транспорта Твери, пытаясь взглянуть на трамвай с нового, непривычного ракурса.

Такой ракурс помог создать Анатолий Петрович Поликарпов, который уже 26 лет работает в ТТУ. Последние 12 лет он возглавляет первое трамвайное депо, ведущее свою историю с того самого далекого 1901 года…

НЕГРОМКИЙ ЮБИЛЕЙ?

Похоже, столь значимое для Твери событие может пройти незамеченным. Все зависит от самой банальной и самой больной проблемы: от средств. В конце концов, даже для того, чтобы празднично раскрасить хотя бы один трамвай, нужны деньги, которых практически всегда не хватает. Как сказал Анатолий Поликарпов, к юбилею очень хочется привести в должный порядок вагоны – нормально покрасить, настелить хорошие полы, поставить мягкие и чистые сиденья, вставить стекла…

Однако трамвайщики не падают духом, и уже создан комитет, занимающийся вопросом празднования юбилея тверского трамвая. Во всяком случае, памятная дата обязательно будет отмечена в рамках ТТУ – однако и здесь не обойтись без участия властей города и области. Мэру и губернатору вполне по силам наградить памятными знаками лучших работников ТТУ – так, в первом депо есть люди, отдавшие труду всю свою жизнь. Например, уже пятьдесят лет работают слесарь-ремонтник Михаил Михайлович Стулов, водители Нина Ивановна Орлова и Валентина Семеновна Трусан, тридцать лет за “штурвалами” трамваев сидят Надежда Никитична Колдышкина и Николай Александрович Петров. И все же, как говорит Анатолий Поликарпов, очень хочется, чтобы день рождения трамвая отметил весь город. В свое время Тверь (тогда еще Калинин) входила в пятерку лучших “трамвайных” городов страны – настолько почетным и прибыльным считался у нас этот вид транспорта. Калинин был практически испытательным полигоном для всевозможных новых типов вагонов – и чешских, и рижских, и челябинских, и ленинградских… А сейчас тверичане давно забыли о необычных вагончиках с табличкой “Испытания”…

ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ…

Ежедневно первое депо выпускает на 8 своих маршрутов 60 трамваев. Как заверил Анатолий Поликарпов, плановые показатели всегда соблюдаются и в основной массе даже перевыполняются. Правда, с прошлого лета пришлось внести значительные изменения в график движения трамваев в связи с ограничениями электроэнергии, которые действуют до сих пор. Именно поэтому трамваи стали позже выходить на линию утром и раньше заезжать в депо вечером, что, безусловно, вызывает неудобства для пассажиров. Но пока руководство ТТУ не в силах изменить эту ситуацию.

Главное, что поддерживает трамвайный парк, - это выручка, собранная кондукторами. Однако она практически полностью уходит на выплату заработной платы работникам ТТУ – только в первом депо работает 518 человек, в том числе 167 водителей. На ремонт, на поддержание вагонов в оптимальном состоянии денег почти не остается – приходится закупать только самые необходимые материалы, без которых уже никак не выкрутишься: изоленту, подшипники, металл. Немало головной боли в этом плане причиняют вагоны чешского производства, составляющие основу парка – приходится нашим Кулибиным приспосабливать для них отечественные детали.

И все же при такой хронической нехватке средств трамвайщики прилагают все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы трамваи ездили. Как считает Поликарпов, основная заслуга в этом принадлежит замечательному коллективу ТТУ, предельно добросовестно относящемуся к своей работе. Каждый трамвай ежедневно тщательно проверяют и ремонтируют, и чтобы не говорили в народе о техническом состоянии вагонов, на линию неисправный трамвай никогда не выйдет, поскольку от его состояния зависит прежде всего огромное количество человеческих жизней.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Сейчас, к сожалению, не может быть и речи о покупке новых вагонов, ибо только один трамвай стоит 250 тысяч долларов. Вот и приходится поддерживать в “спортивной форме” весь старый парк, в котором буквально каждый вагон на счету. Тульский вагоноремонтный завод и наш “Центросвар” выиграли международный государственный тендер на капитальный ремонт нескольких старых вагонов Т-3, из которых семь трамваев уже восстановлены и бегают по нашим улицам. В последнее время по разным причинам в реализации этого контракта появились трудности, и пока трудно говорить что-либо о сроках поставки отремонтированных вагонов. Однако “Центросвар” весьма добросовестно относится к выполнению заказа, и восстановленный трамвай можно считать практически новым – заводчане отлично ремонтируют раму и кузов, меняют всю проводку, а работы по электротехническим узлам заказывают в Москве.

И все же восстановленные вагоны большой погоды не сделают. Значительная часть трамваев уже выработала свой ресурс и продолжает бегать лишь благодаря титаническим усилиям ремонтников. Трамвайщики делают все, чтобы не потерять ни одного вагона. Так, в последний год первое депо лишилось двух чешских вагонов Т-3М, кстати, самых лучших – они пострадали в аварии. Казалось бы, эти трамваи уже не восстановить, однако руководство депо сумело раздобыть в Туле два уже побегавших кузова от таких вагонов, причем бесплатно! В итоге один из этих трамваев уже возит пассажиров, а ремонт другого вот-вот будет закончен.

А самые новые вагоны в трамвайном парке – российские, из челябинской области. 30 таких трамваев поступило в первое депо в 1993 году, и для них срочно пришлось строить отдельный ангар для осмотра и обслуживания – совсем другая конструкция.

В целом трамвайных вагонов пока хватает для бесперебойного выполнения маршрутов. Конечно, бывает так, что на линии трамвай ломается – в этих случаях водитель снова выезжает на маршрут на резервном трамвае, которых всегда достаточно. Как говорит Поликарпов, еще не было такой ситуации, чтобы водители сидели без работы из-за нехватки вагонов.

НЕРАВНАЯ БОРЬБА

В последние годы значительную конкуренцию трамваю составили маршрутные такси, отбирающие у трамвайщиков немалую долю пассажиров, а следовательно, и выручки. Конечно, многим пассажирам не хочется долго стоять зимой на остановке, дожидаясь битком забитого трамвая, который к тому же еле плетется. Не секрет, что в Твери, пожалуй, самые ужасные трамвайные рельсы, которые заметно снижают скорость трамвая и увеличивают его износ. По подсчетам руководства ТТУ, средняя скорость трамваев на маршруте – 12 км/ч. Влияет на скорость и вообще на движение трамвая и дорожная обстановка – все чаще на оживленных улицах случаются ДТП между автомобилями, без участия трамвая. Однако происходит это почему-то зачастую на трамвайных рельсах, из-за чего вагоны выстраиваются в длинный ряд и простаивают без дела почти по часу. Естественно, сбивается весь график движения, который водители, вопреки расхожим мнениям горожан, стараются неукоснительно соблюдать, пытаясь следовать по маршруту без расхождений с расписанием. Понятное дело, это не всегда удается.

Вот и подсуетились маршрутчики, желая одновременно и помочь горожанам, и подзаработать. Сейчас практически все трамвайные маршруты дублируют таксисты. Сыграло на уменьшении прибыли предприятия и закрытие трамвайного движения по Советской улице – по словам Поликарпова, маршруты трамвая в центре были весьма востребованы жителями Твери.

Еженедельно трамвайщики устраивают “разбор полетов” и подробно рассматривают все вопросы и проблемы, возникшие в течение недели. Разбирается каждый простой, каждая поломка, каждое выбитое стекло. Делается это для создания наилучших условий движения трамваев по маршрутам, а также для сохранения должного состояния всего ведомства, ибо в таком непростом и ответственном деле, как перевозка пассажиров, все должно быть в порядке.

ЛЮДИ, ГДЕ ЖЕ ЛЮДИ?

В последнее время достаточно напряженным в ТТУ стал и кадровый вопрос. Сейчас наблюдается большая текучка кондукторов – сказывается некоторое улучшение экономической ситуации в области, и кондукторы возвращаются на свои прежние места работы. Как рассказал Анатолий Поликарпов, среди кондукторов трамвая очень много людей с высшим образованием, бывших учителей – конечно, им очень сложно работать в непростых условиях этой профессии. Однако и ТТУ без кондукторов обойтись не сможет – именно с началом введения системы кондукторов выручка предприятия заметно увеличилась. Сейчас ни один трамвай не выходит на линию без кондуктора, поскольку иначе он принесет только убыток.

Есть недостаток и в слесарях-ремонтниках подвижного состава. Связано это в первую очередь с желанием механиков зарабатывать больше, чем им может предложить муниципальное предприятие. Тем не менее, те, кто остался работать в ремонтных цехах трамвайного депо, трудятся на совесть. Все трамвайные вагоны своевременно и качественно обслуживаются, техническое состояние их держится под строгим контролем, все неполадки обязательно устраняются. Здесь – почти как в авиации – недопустима работа по извечному российскому принципу “кое-как”!

Когда в Твери бывают сильные снегопады, на линии в полном составе выезжают бригады снегоочистителей, стараясь как можно быстрее очистить рельсы для нормального движения транспорта. Заметьте - остальные наши дорожные службы такой расторопностью не отличаются!

В общем, залогом максимально безупречной работы трамвайщиков является добросовестный труд работников ТТУ – начиная от рабочего и заканчивая начальником депо.

КАКИЕ МЫ ПАССАЖИРЫ

Судя по состоянию трамваев, заканчивающих вечерние смены, пассажиры мы неважные. Стенки вагонов размалеваны, сиденья распороты, стекла выбиты. В прошлом году в трамваях только первого депо было разбито стекол на сумму около 23 тысяч рублей! По словам начальника депо, не бывает недели, чтобы в каком-нибудь трамвае не разбили стекло. Причем милиция жалобы трамвайщиков практически игнорирует! Хулиганы (а чаще всего это дети) бросают в проезжающие трамваи кирпичи, не думая о том, что тяжелая глыба может угодить в пассажира или водителя. И потом мы же удивляемся, почему в трамвае такие неудобные сиденья и почему вместо “родных” стекол вварены куски металла со стеклами от старых вагонов, делающие трамвай похожим на броневик.

Плохие мы пассажиры и по части оплаты проезда. По подсчетам из 10 пассажиров трамвая свой проезд честно оплатили только 2 человека. Очень много у нас льготников – но вот проблема: льготный проезд, скажем, пенсионеров положен законом, и трамвайщики удовлетворяют его требования, но при этом не получают бюджетной компенсации. Проще говоря, государство не платит своему же государственному предприятию за льготников! Существует в проблеме оплаты и другой аспект: даже несмотря на отлично налаженную работу службы контроля, многие “умники” продолжают ездить по поддельным удостоверениям и карточкам. Так что за сто лет работы трамвая мы до сих пор не стали достойными пассажирами…

ВПЕРЕД, В XXI ВЕК!

И все-таки, несмотря ни на какие трудности, тверской трамвай достаточно бодро въезжает в новое тысячелетие. Самый перспективный в странах Европы, он обязательно станет вновь процветающим и у нас – нужна лишь достаточная материальная поддержка. А все остальное уже есть – работать наши трамвайщики действительно умеют, и хотелось бы, чтобы это знал каждый тверичанин, едущий в трамвае. Пожалуй, именно недостаточное освещение скромного, но усердного труда работников ТТУ привело к возникновению ошибочных мнений горожан… А тверскому трамваю уже сто лет. Сто лет стучат его колеса по нашим улицам – и, как уверены в ТТУ, они простучат еще столько же.

Ярослав МОСКОВКА

Статья опубликована в “Новой газете” № 13 от 18 апреля 2001 года.

X