Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Изменения маршрутов, линий, тарифов пассажирского транспорта г. Твери
1901

Последнее обновление: 2013-01-27

Год рождения Тверского Трамвая и городского пассажирского транспорта Твери

28 (15) августа 1901 (В. Финкельштейн. Летопись Твери. – Тверь: 1996, с. 281)
Бельгийское акционерное общество электрического освещения и трамвая построило в Твери на берегу Тьмаки электростанцию мощностью 450 кВт. 15 августа Тверь стала обладательницей электрического трамвая. 14 новеньких вагончиков вышли из депо. Протяженность трамвайной линии была 7,3 км. Однопутка тянулась от земской больницы до Морозовской фабрики и от Восьмиугольной площади до железнодорожного вокзала.
Комментарий (А. Х.): подробнее об этом см. здесь.
О линиях: ширина колеи 1000 мм, проходили вдоль тротуара. Т.к. токоприёмники вагонов были штанговыми, контактная сеть была двойной – параллельно друг другу шли 2 провода, расходившиеся на разъездах. Существовали 2 маршрутные линии:
1. Тупик близ мечети – Миллионная ул. (ныне Советская, чётная сторона) – мост через Тьмаку – 2-я Никольская ул. (ныне Бебеля, нечётная сторона; нынешнего моста в створе ул. Софьи Перовской ещё не было) – наб. р. Тьмаки – 1-я Никольская ул. (ныне Софьи Перовской, нечётная сторона) – ул. Птюшкино болото и 1-я ул. Красной слободы (ныне просп. Калинина) – тупик у Морозовской фабрики (вблизи нынешнего ост. п. «Пролетарка»). Известные разъезды: на Восьмиугольной пл., у нынешнего д. 6 по Советской ул., у нынешнего д. 47 по ул. Софьи Перовской.
2. Восьмиугольная пл. (ныне Ленина) – Трёхсвятская ул. (чётная сторона) – Станционное ш. (ныне просп. Чайковского, чётная сторона) – кольцо (или тупик) у церкви Александра Невского (снесена, воссоздаётся). Известные разъезды: на пересечении с Косой Новоторжской ул. (ныне Новоторжская), напротив нынешнего д. 19 по Трёхсвятской ул. На Восьмиугольной пл. с Миллионной ул. (со стороны церкви Вознесения) на Трёхсвятскую ул. (в сторону ж/д вокзала) проходил поворот.
Линия по Трёхсвятской ул. пересекала линию по Миллионной ул. и продолжалась в грузовую линию, которая переходила на нечётную сторону Трёхсвятской ул., выходила на набережную Волги (ныне Степана Разина) и шла вниз по Волге между проезжей частью и деревьями до Владимирского пер. (ныне Студенческий) (см. книгу-альбом «Бабушкин альбом», сост. А.Н. Семёнов и В.Л. Руденко. – Тверь: 2005, фото 83, 126, 323 и 341). По этой линии по ночам с пристаней доставлялись грузы на ж/д станцию и обратно; разобрана до 1917 г.
Трамвайное депо и электростанция располагались на 2-й Никольской ул. на месте нынешнего здания Тверьэнерго (ул. Бебеля, 1). После Великой Отечественной войны фасад здания был перестроен, а боковые стены сохранились, и до сих пор напоминают о былом.

© 2006-2013 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

X