Ответ С.А. Тархову на письмо
об уточнении истории калининского электротранспорта

Уважаемый тов. ТАРХОВ!

Сообщаем запрашиваемые Вами данные о развитии трамвайных путей и троллейбусных линий в гор. Калинине.
    Исторические данные сообщаем по документам, найденным в Калининском Областном архиве.

По трамваю.

Строительство трамвая на электрической тяге началось в 1898 году Франко-швейцарской компанией капиталистов. К 15 (28) августа 1901 года ими были построены: Центральная электростанция, трамвайный путь (узкой колеи, однопутной, с разъездами) протяжением 4,3 км от Губернской земской больницы по Миллионной улице (Советская), улицам 1-ой Никольской (Софии Перовской) и Птюшкино болото (проспект Калинина) до Морозовской фабрики (Пролетарка). В этот же день подписан акт о принятии в эксплуатацию электростанций и Тверской городской железной дороги, и открыто движение.
    В это же время строились трамвайные пути по улице Трёхсвятской (Урицкого) и по Станционному шоссе (проспект Чайковского) до улицы Коминтерна (тогда называлась 1-й Александровской – А. Х.). Дата пуска движения по этой линии не установлена, но по имеющимся сведениям оно было открыто в конце 1901 года, протяженность её составила 2,87 км.
    Указанные трамвайные пути эксплуатировались до 1930 года. В 1929 году параллельно с действующей линией началось строительство новых трамвайных путей (широкой, современной колеи) по этим же улицам, и 1.05.1930 года было открыто движение от х/б комбината "Пролетарка" до Второй Горбольницы (быв. Земская), а 7 ноября 1930 до улицы Коминтерна, оборотная петля трамвайного пути у ж.д. вокзала была построена в 1932 году.
    15 августа 1931 года было открыто движение трамвая от Вагонного завода до Волжского переулка (ныне пл. Мира), и одновременно уложены пути по Волжскому мосту. Пути проходили по Ленинградскому шоссе (ныне Петербургское – А. Х.) и ул. Верховской (ныне Горького). К ноябрю 1931 года с окончанием строительства Тверецкого моста путь продлён до Пожарной площади.
    В 1932 году построены пути по ул. Савватьевская ветка (ныне Академика Туполева) от Пожарной площади до деревни Старая Константиновка (одноколейный путь с разъездами).
    К лету 1934 года построен одноколейный путь от Пролетарки до фабрики им. Ворошилова (ныне ул. 1-ая Республиканская) по Жёлтиковскому полю (улиц не было, а ныне проспект Ленина).
    В 1936 году открыто движение от 2-й Горбольницы (ныне Московская площадь) до Московской заставы (ныне пл. им. Ю. Гагарина) по улице Вагжанова (бывшая Ямская), а в 1937 году она была продлена до строительной площадки КРеПЗа (комбината резиновой подошвы, ИСКОЖ), путь был однолинейный с разъездами.
    7.11.1939 года открыто движение по линии от фабрики им. Ворошилова (1-ая Республиканская) по Борихинскому полю (ныне проспект 50-летия Октября) до посёлка Мигалово.
    За время Великой Отечественной войны трамвайные пути не развивались, но были построены 24 тупиковые линии для погрузки, разгрузки грузов различного вида для промышленных предприятий, учреждений, строек и торговых точек города.
    В первые послевоенные года шло строительство вторых линий, где были однопутные участки с разъездами.
    В октябре 1954 года были вновь построены пути от Московской заставы (пл. Гагарина) по ул. Орджоникидзе до Новопромышленной площади (ныне пл. В. Терешковой). В 1955 году уложен путь от Новопромышленной площади по Новопромышленной улице (ныне проспект Победы) до Волоколамского проспекта, а в 1960 году эта линия была соединена на Круглой площади (ныне пл. Капошвара) с устройством треугольника с линией ж/д Вокзал - пл. Ленина (быв. Восьмиугольная).
    В 1962 году построены пути от пл. Терешковой до Рыбокомбината по улице Орджоникидзе.
    2.11.1967 года сдана в эксплуатацию линия от пл. Капошвара по проезду Дарвина (ныне улица – А. Х.) и ул. Спартака до проспекта Калинина.
    4.11.1974 г. открыто движение от ул. Горького по ул. Благоева до ул. Кольцевой в пос. Соминка, где в это время было построено второе трамвайное депо.
    24.08.1976 года, в канун 75-летия трамвая гор. Калинина, трамвайное движение с улицы Урицкого было перенесено на Тверской проспект.
    3 ноября 1956 года в связи с окончанием строительства нового Волжского моста движение трамвайных поездов всех маршрутов Заволжской и Затверецкой части города, за исключением 7 маршрута, было переведено на новый мост, а в 1957 году трамвайное движение по старому Волжскому мосту было закрыто.

По троллейбусу.

Троллейбусное хозяйство сдано в эксплуатацию, и открыто движение троллейбуса в гор. Калинине 5 мая 1967 года на участке улица 15 лет Октября - ВНИИСВ (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтетического волокна) по Московскому шоссе.
    6.11.1968 года троллейбусная линия прошла в центральную часть города до Театральной площади по улицам: Вагжанова, Советской, "Правды" (ныне Новоторжская – А. Х.), в 1969 г. линия продлена до Комсомольской площади по улицам: "Правды", Бебеля, Односторонней, по проспекту Калинина, а в обратном направлении от ул. Бебеля идёт по Беляковскому переулку, ул. Брагина, Тверской площади.
    В 1971 году по окончании строительства моста через реку Лазурь построена троллейбусная трасса на участке Московская площадь - ж.д. вокзал по Волоколамскому проспекту и ул. Коминтерна.
    В 1972 году - от Волоколамского проспекта до посёлка Чайка-2 по проспекту Победы.
    1973 г. - от Комсомольской площади до Первомайского посёлка по улицам Беговой (ныне Маршала Конева) и Кооперативной (ныне Бориса Полевого – А. Х.).
    1974 г. - Зелёный проезд (ныне бульвар Цанова – А. Х.) - микрорайон "Южный" по Октябрьскому проспекту.
    В 1975 году построена трасса троллейбуса в Заволжской части города от ул. "Правды" через новый Волжский мост с заходом к Речному вокзалу по Первомайской набережной (ныне Афанасия Никитина – А. Х.) до Ленинградской заставы, а в 1976 году эта линия была продлена по Ленинградскому шоссе (ныне Петербургское – А. Х.) до Вагоностроительного завода. В 1977 году построена кольцевая линия в микрорайоне "Южный" по улицам: Можайского, Левитана и бульв. Гусева. Начало и конец - Октябрьский проспект.
    В настоящее время строится линия, и будет открыто движение по ней к 61-ой годовщине Октября, от Вагонзавода до поселка "Юность" по улице Полярной (ныне Паши Савельевой – А. Х.).

Если у Вас будет возможность, приглашаем посетить наш музей, который открыт 28.08.1976 года к 75-летию трамвая гор. Калинина.

Зам. начальника ТТУ гор. Калинина: — Басов Г.М.
    Секретарь Совета музея: — Гужов А.П.
    23.10.1978

Источник – музей ГЭТ.

© 2006-2012 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

X