Договор о строительстве трамвая. 1898-10-16

Содержание:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

 

Свидетельство нотариуса

Г. Тверь. Тысяча восемьсот девяносто восьмого года октября шестнадцатого дня Тверская Городская Управа, в составе Городского Головы Александра Федоровича Карпова и членов Управы Флорентия Александровича Курова и Егора Александровича Знаменского с одной стороны и дворянин Станислав Александрович Бернатович, уполномоченный от иностранных предпринимателей, с другой стороны, заключили этот договор в нижеследующем:
    1. Тверская Городская Управа, на основании постановления Городской Думы, состоявшегося двадцать девятого сентября сего года, предоставляет уполномоченному иностранных предпринимателей, дворянину Станиславу Александровичу Бернатовичу, право, а последний обязуется устроить в городе Твери, в определенном настоящими условиями районе, за свой счет и риск, для перевозки пассажиров и грузов, городскую железную дорогу (трамвай) с подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации, для движения по улицам, поименованным в следующем параграфе настоящего договора. Проекты всего устройства Городской железной дороги должны быть представлены предпринимателями на утверждение подлежащего министерства через Городскую Управу не позже шести месяцев до дня заключения сего договора. Проекты должны заключать в себе, кроме плана продольного профиля, чертежи разъездов, стрелок, крестовин, переездов и всех искусственных сооружений на дорогах; проекты станционных и других зданий, равно чертежи пассажирских вагонов, товарных вагонов и платформ. Предприниматели принимают на себя обязательство в течение всего времени, на которое заключается сей договор, содержать постоянное движение вагонов по устроенным линиям, принимая на себя все расходы как по эксплуатации, так и по ремонту трамвая, согласно техническим условиям, утвержденным подлежащим министерством.
    2. Городская железная дорога должна быть устроена первоначально по следующим улицам: а) от станции Тверь Николаевской железной дороги по шоссе, ведущему в город, или обочинам оного. Затем по Трёхсвятской улице, до набережной р. Волги и по набережной от Трёхсвятского переулка до Владимирского пер.; б) от Земской Губернской больницы по улице Миллионной до реки Тьмаки и через эту последнюю по второй Никольской улице, до Предтеченского переулка и по Предтеченскому переулку до Аваевской больницы, и в) от Аваевской больницы по первой Никольской и затем по Старицкой большой дороге или обочинам ее, до ворот Морозовской фабрики.
    3. Движение вагонов по линиям Городских железных дорог может первоначально совершаться лошадиною тягою в пределах Городской черты, впоследствии же, при развитии движения, может быть переделано на паровую или электрическую тягу, по усмотрению предпринимателей и с согласия Городского Управления.
    4. Город делится линиями Городской железной дороги на участки, а именно: 1, от станции Тверь Николаевской железной дороги до р. Волги, Губернской Земской и Аваевской больниц; 2, от Губернской Земской больницы до Аваевской; 3, от Аваевской больницы до Морозовской фабрики. Примечание 1. Если при сооружении дороги между станцией и городом, или в других местах, встретится необходимость проложить таковую по таким земельным участкам, которые городу не принадлежат, то в таком случае предприниматели обязываются первоначально войти с владельцами этих участков в соглашение, или испросить разрешение от тех ведомств, в заведовании которых участки те состоят. 2. За проезд по одному участку устанавливается плата в пять копеек с пассажира, за проезд по двум участкам семь копеек, а по трем участкам десять копеек. Чины городской полиции, почтальоны, рассыльные телеграмм и служащие Городского Управления не более десяти человек, последние по усмотрению Городской Управы, пользуются бесплатным проездом. Воспитанники и воспитанницы всех учебных заведений города за проезд по всем участкам платят половину, причем полкопейки откидываются. Кроме того, предприниматели предоставляют в распоряжение Городского Головы двадцать детских годовых билетов для учащихся, городских стипендиатов и беднейших детей городских училищ и гимназий. В случае пожаров очередные и ближайшие вагоны городской железной дороги обязаны менять свое направление следования и, высадив пассажиров, если представится к тому необходимость, доставлять бесплатно не в очередь членов пожарной дружины к ближайшему месту, где случится пожар, и где будут только существовать рельсы городской дороги. 3. Примечание 2 к настоящему четвертому параграфу вступает в силу, согласно 4 пун. разд. 1, ст. 78 Гор. Пол., по надлежащем утверждении таксы, причем предприниматели обязательно подчиняются таковой.
    5. Устроенные линии предприниматели имеют исключительное право эксплуатировать в свою пользу, на условиях сего договора, в продолжение сорока одного года со дня утверждения сего договора.
    6. Означенные в параграфе втором сего проектного договора линии городской железной дороги предприниматели должны выстроить и открыть для правильного движения в течение восемнадцати месяцев по утверждении технических проектов устройства дороги.
    7. В обеспечение сего договора предприниматели вносят в Городскую Управу залог в десять тысяч рублей, по утверждении сего договора и не позже первого декабря сего года.
    8. Городское Управление оставляет за собою право устраивать новые линии дорог на других улицах, не поименованных в сем договоре, хозяйственным или концессионным способом, но с тем, что нынешним предпринимателям должно быть дано преимущество перед другими лицами при равенстве предложенных условий.
    9. Работы по сооружению железных дорог должны производиться с таким расчетом и в таком порядке, чтобы сообщение по улицам не было прерываемо.
    10. На линиях, обозначенных во втором параграфе договора, должны быть уложены рельсы с разъездами, по одной из сторон улиц, а не по средине их. Ширина одного пути не должна быть менее одного метра или более пяти футов. Ширина же между крайними рельсами двойного пути, на разъездах, должна быть от шестнадцати до восемнадцати футов между крайними рельсами двойного пути. Обязательно укладывать рельсы таким образом, чтобы они не представляли затруднения для экипажей и подвод, равно для стока воды. Во всяком случае поверхность рельс не должна подниматься выше, чем на три четверти дюйма изнутри пути над уровнем полотна улиц. Разъезды и укладка рельс делаются с одобрения Городского Управления. Примечание 1. Изложенные в настоящем десятом параграфе условия получают силу и значение по одобрении их техническим строительным комитетом. Причем предприниматели обязательно подчиняются всем изменениям, которые будут сделаны означенным строительным комитетом. Примечание 2. Для движения дороги, а равно для свободного и бесплатного движения пешеходов и экипажей через реку Тьмаку должен быть предпринимателями устроен и содержим за их счет постоянный мост.
    11. Во время действия настоящего договора предприниматели обязаны содержать на свой счет в исправности полосу мостовой между рельсами и на два фута с каждой стороны рельс. Равным образом предприниматели обязаны на свой счет очищать с пути снег, сор и грязь и свозить в указанные Городскою Управою свалочные пункты, не засоряя прилегающих к линиям мостовых и улиц.
    12. В местах прохождения линий, где городской мостовой не существует, предприниматели обязуются шоссировать их на свой счет, на всем их протяжении. Если имеется на городских землях песок и камень, то Городское Управление обязуется отпускать эти материалы предпринимателям бесплатно, но при обязательстве со стороны предпринимателей, чтобы места, которые будут отведены для взятия песка и других материалов, были бы спланированы за счет предпринимателей.
    13. Павильоны для сбора пассажиров устраиваются на счет предпринимателей в достаточном количестве, в удобных пунктах, по соглашению с Городским Управлением.
    14. За прочность и безопасность всех сооружений и вред, могущий произойти при постройке и эксплуатации городских дорог ответствуют предприниматели и их уполномоченные.
    15. Типы и конструкция вагонов и вся техническая часть городской железной дороги должны вполне соответствовать основной цели этого договора, т.е. правильному, безопасному и удобному движению пассажиров во все времена года; причем предприниматели и их преемники обязаны, по мере возможности, сообразуясь с получаемыми доходами от предприятия, вводить усовершенствования в устройстве вагонов и тяги городских дорог.
    16. Вагоны должны двигаться со скоростью, какая будет допущена техническими условиями. Причем циркуляция их должна происходить не позже, как через двадцать минут один после другого.
    17. Пассажирское движение обязательно в нижеследующие часы, а именно: с первого апреля по первое октября — с семи с половиною часов утра и оканчиваться не ранее десяти часов вечера, а с 1-го октября по 1 апреля — не позже как с 8-ми час. утра и до 8 час. вечера. Примечание: условия, изложенные в пятнадцатом и семнадцатом параграфах сего договора, вступают в силу только по издании обязательного постановления. Причем все правила этого постановления обязательны к исполнению предпринимателями.
    18. За право эксплуатации городских железных дорог предприниматели обязуются вносить в пользу города со дня начала эксплуатации следующую плату: в течение первых десяти лет — по пяти процентов с валового общего дохода дороги, в течение вторых десяти лет — по шести процентов и в течение третьих десяти лет — по восьми процентов, а затем в течение остальных до конца срока договора лет — по десяти процентов с суммы валовой выручки дороги. Деньги эти обязательно вносятся в городскую кассу в течение января и июля месяцев за истекшие полугодия.
    19. Городская железная дорога со всеми ее принадлежностями и сооружениями, в том числе и мост, который имеет быть устроен через р. Тьмаку, составляют собственность города, предпринимателям же принадлежит право пользования таковыми в пределах условий сего договора. В продолжение сорока одного года, как указано в параграфе пятом сего договора, предприниматели обязаны погасить весь акционерный и облигационный капиталы, если таковые будут лежать на предприятии.
    20. Предприниматели должны страховать все имущество городских железных дорог по действительной его стоимости и на свой счет. Полисы по этому страхованию должны возобновляться заблаговременно и храниться в Городской Управе. В случае пожара страховой капитал получает Городское Управление и выдает таковой предпринимателям по мере возобновления сгоревшего.
    21. Во все время действия сего договора, всякого рода имущество, принадлежащее железной дороге, не освобождается от платежа установленных в законодательном порядке сборов в пользу города и налога государственного и земского сбора. Поименованные ваши сборы и налоги уплачивают предприниматели за свой счет.
    22. Указанный в параграфе восьмом залог в десять тысяч рублей хранится в денежном сундуке Городской Управы, хранящемся в Губернском казначействе, до окончания срока настоящего договора. Из этого залога взыскиваются все штрафы и неустойки по сему договору, причем предприниматели обязуются пополнять залог соответственно его уменьшению в течение месяца со дня объявления им об этом. Весь залог возвращается предпринимателям или их правопреемникам, по окончании срока сего договора и по исправной сдаче городу всего предприятия. Залог может быть наличными деньгами, государственными или ипотечными государственными бумагами, текущий купон от коих поступает в пользу предпринимателей.
    23. По истечении срока сего договора предприниматели или их преемники обязаны сдать городу по инвентарной ведомости в полной исправности и бесплатно все устроенные ими пути, мосты, всякого рода сооружения и строения, машины, весь подвижной состав и, вообще, все движимое и недвижимое имущество, находящееся при эксплуатации дорог. Причем все имущество должно быть сдано в таком виде, чтобы дальнейшая эксплуатация дорог могла производиться Городским Управлением в полной исправности. Предприниматели обязываются иметь и вести полный и точный инвентарь, копия которого ежегодно представляется в Городскую Управу.
    24. Предприниматели оставляют за собою право, по сему проектному договору, лично соорудить железную дорогу, или составить для сего русскую или иностранную компанию, для которой все пункты настоящего договора должны быть обязательны.
    25. По истечении двадцати пяти лет со дня утверждения сего договора, город имеет право во всякое время выкупить у предпринимателей или их правопреемников право эксплуатации городских железных дорог. Выкуп этот должен состоять в уплате предпринимателям или их преемникам суммы, получаемой от помножения среднего чистого дохода от предприятия за последние пять лет на 10 (десять); чистым доходом считается вся сумма, которая остается у предпринимателей, за исключением обязательных эксплуатационных расходов, со включением уплат повинностей государственных, земских и городских.
    26. Для необходимых сооружений: вагонных парков, конюшен, станций и мастерских, город отводит бесплатно предпринимателям два участка Городской земли, каждый не более тысячи кв. саж., из коих один близ шоссе к станции железной дороги, а другой близ Старицкой дороги. Предприниматели обязаны иметь своего уполномоченного для всех сношений с Городским Управлением.
    27. Предприниматели и их преемники подвергаются следующим неустойкам за нижеуказанные нарушения: 1) за приступ к работам без разрешения Городской Управы уплачивается по двадцати пяти рублей за каждый случай; 2) за самовольный перерыв экипажного сообщения работами Городской железной дороги на какой-либо улице — по двадцати пяти рублей за каждые сутки; 3) за несоблюдение определенной скорости езды — по пяти рублей за каждый случай; 4) за отступление от порядка движения вагонов (параграф 17) — по пяти рублей от каждого вагона; 5) за оставление неубранными: сора, грязи и снега — по пяти рублей за случай; 6) за временную остановку движения по какой-либо линии, за исключением непреодолимых препятствий, как-то: снега, размывов ливнями, а в обыкновенное время — без разрешения Городской Управы, — по пятидесяти рублей за каждые сутки; 7) за взимание платы выше установленной таксы — по пяти рублей за каждый случай; 8) за всякий случай увечья людей, происшедший от неправильного содержания дороги и небрежности служащих, Управление городской железной дороги подвергается штрафу от двадцати пяти до пятидесяти рублей, независимо от ответственности перед потерпевшими, сохраняемой в полной мере. Все перечисленные штрафы налагаются Городскою Управою в порядке бесспорном и взыскиваются по постановлению Городской Управы, действия которой могут быть обжалованы в Городской Думе.
    28. Все ходатайства, которые окажутся необходимыми для осуществления сего договора, лежат на обязанности предпринимателей при должном содействии Городского Управления.
    29. Законными поводами к уничтожению сего договора до срока по требованию города будут считаться: а) невыполнение в срок всех работ по устройству городских железных дорог и неоткрытие движения по главным линиям в срок, определенный параграфом шестым настоящего договора, б) невнесение ежегодно в определенные сроки сумм, указанных в параграфе восемнадцатом, в) противодействие со стороны администрации городской дороги проверке и контролю дохода предприятия, г) невозобновление прерванного движения в течение трех месяцев, д) объявление предпринимателей или их правопреемников несостоятельным должником. Во всех вышеуказанных случаях Городское Управление имеет право взять в свое распоряжение все предприятие, устранив предпринимателей и их правопреемников. Примечание. Внесенный, на основании параграфа седьмого сего договора, предпринимателями залог в перечисленных в параграфе двадцать девятом случаях не возвращается, а таковой поступает в собственность города. Кроме сего, на этот залог не может быть обращено никем никаких взысканий с предпринимателей.
    30. Все расходы по совершению сего договора относятся на счет предпринимателей, а все споры и иски между городом, предпринимателями или их правопреемниками должны разбираться в местном Окружном Суде.
    31. Настоящий договор, по невозможности определения его суммы, оплачивается простым гербовым сбором согласно 34 ст. Устава о гербовом сборе, с тем, чтобы пропорциональный гербовый сбор должен быть внесен предпринимателями в казну по выяснении суммы сего акта.
    32. Договор этот должен быть исполнен во всей точности ненарушимо, подлинный вносится в актовую книгу нотариуса и хранится в Городской Управе, а предпринимателю иметь засвидетельствованную копию.

В тексте сего договора приписанному: «или» — верить.

Тверской Голова, Статский Советник Александр Федорович Карпов. Члены Тверской Городской Управы: тверские купцы Флорентий Александрович Куров, Егор Александрович Знаменский. Дворянин Станислав Александрович Бернатович, уполномоченный от иностранных предпринимателей. Тысяча восемьсот девяносто восьмого года октября шестнадцатого дня договор этот явлен у меня, Николая Ильича Лебедева, Тверского нотариуса, в конторе моей, по Миллионной улице, в доме Нечаева, под № 46, Тверскою Городскою Управою, в составе: Городского Головы, Статского Советника Александра Федоровича Карпова и Членов Городской Управы, Тверских купцов Флорентия Александровича Курова и Егора Александровича Знаменского, имеющих заседание в присутствии Городской Управы, в доме городского общества, с одной стороны, и уполномоченным от иностранных предпринимателей, дворянином Станиславом Александровичем Бернатовичем, с другой стороны, живущим в Твери, в Центральной Гостинице, лично мне известными и имеющими законную правоспособность к совершению актов. При чем я, нотариус, удостоверяю, что на совершение сего договора были предъявлены мне в подлинниках: 1) Постановление Тверской Городской Думы, состоявшееся двадцать девятого сентября 1898 года, и 2) согласие Г. Тверского Губернатора по Губернскому по земским и городским делам Присутствию, последовавшее на имя Городского Головы в уведомлении от одиннадцатого сего октября за № 1801. Сбора въ доход города взыскано два рубля. По реестру № 2284. Нотариус Н. И. Лебедев. Приложена печать нотариуса Лебедева в Твери. Настоящий договор, по желанию Тверского Городского Головы, Статского Советника Александра Федоровича Карпова и по основанию пункта тридцать второго сего договора и 137 ст. Нот. Положения, внесен в актовую книгу Тверского нотариуса Лебедева, для актов, не относящихся до недвижимых имений, за 1898 год под № тридцать восьмым. Октября 16 дня 1898 года. Нотариус Н. И. Лебедев. С сего договора засвидетельствована в конторе Тверского Нотариуса Лебедева копия 16 октября 1898 года за № 2285 и выдана уполномоченному от иностранных предпринимателей дворянину Бернатовичу. Нотариус Н. И. Лебедев. Итого в сем договоре пронумерованных и прошнурованных шесть листов. Нотариус Н. И. Лебедев.

Источник – музей ГЭТ. Орфография исправлена в соответствии с современными правилами

© 2006-2011 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

X