Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Пассажирский транспорт Калинина в СМИ
Июль 1978

Последнее обновление: 2012-01-17

Содержание:
    • РОЖДЁННЫЙ ЭНТУЗИАЗМОМ (Г. СМИРНОВ) // Политическая агитация, июль 1978 г.
 

Политическая агитация, июль 1978 г., № 13 (из архива Тверского музея ГЭТ)
РОЖДЁННЫЙ ЭНТУЗИАЗМОМ
Рубрика: Приглашают музеи области

Город Калинин. Проспект Чайковского. На небольшом двухэтажном здании, где проходная в трамвайный парк, — вывеска «Музей городского электротранспорта».
    Поднимаемся по лестнице на второй этаж и сразу попадаем в удивительный мир истории. Сорок планшетов и пятнадцать витрин, оформленные с большой любовью и вкусом, рассказывают посетителям о рождении и развитии в городе трамвайного транспорта.
    Экспозиция музея открывается материалами далекого прошлого. Вот Договор Тверской городской управы с Франко-Швейцарским обществом о строительстве в Твери центральной электростанции, городского освещения и трамвайного пути. Рядом акт от 15 августа 1901 года, свидетельствующий об окончании этих работ.
    Торжественный пуск трамвая в Твери состоялся 28 августа 1901 года. Свидетельство тому — экспонированный здесь фотоснимок, запечатлевший в этот день группу рабочих и служащих первой городской «железной дороги».
    Протяженность трамвайных путей тогда не превышала 7300 метров, они связывали железнодорожный вокзал через Восьмиугольную площадь (ныне площадь Ленина) с земской больницей (ныне городская больница № 2) и Морозовской фабрикой (ныне хлопчатобумажный комбинат).
    Весьма интересны материалы и о начале строительства трамвайных путей в 1931 году в Заволжье — от вагоностроительного завода до Волжского переулка (ныне площадь Мира). Два фотоснимка — Волжского переулка с маленькими деревянными домишками и площади Мира с красивым ансамблем современных домов позволяют посетителям воочию увидеть огромные перемены, происшедшие за годы Советской власти не только в трамвайном хозяйстве, но и в благоустройстве города.
    С волнением знакомишься с материалами, посвященными работе калининских трамвайщиков в годы Великой Отечественной войны. Фашистские оккупанты полностью разрушили хозяйство города. Но с первых дней освобождения города калининские трамвайщики, несмотря на невероятные трудности, менее чем за два месяца сумели наладить трамвайное движение. Материалы музея рассказывают посетителям о самоотверженном труде коллектива трамвайного парка в эти грозные годы, о том, как трамвайщики переделывали вагоны, строили подъездные пути к заводам и фабрикам, чтобы предприятиям бесперебойно доставлялось все необходимое для работы. Таким образом на заводы и фабрики ими было доставлено 857 тысяч тонн различных грузов.
    Одна из важных особенностей этого музея состоит в том, что здесь показаны люди, которые трудились в трамвайном хозяйстве раньше и работают сейчас, обеспечивая бесперебойное движение электротранспорта в городе. Тут можно узнать о первых стахановцах, ударниках коммунистического труда, ветеранах предприятия, трудовых династиях.
    В музее, например, вывешены портреты членов семьи Кузьмы Степановича Данилова. На счету этой династии трамвайщиков в общей сложности 155 лет работы на предприятии. Или вот Егор Петрович Коршунов. Он начал работать здесь в 1914 году водителем трамвая. Затем много лет был заместителем начальника движения по грузовым перевозкам. Его дети, а потом и внуки трудятся в этом коллективе. 226 лет — таков рабочий стаж династии Коршуновых.
    Среди материалов музея обращает на себя внимание фотоснимок представителей коллектива городской электростанции и городской «железной дороги», которые избрали В. И. Ленина почетным членом городского Совета Твери. Снимок сделан 11 декабря 1920 года. Рядом с ним помещена и копия телеграммы: «Москва, предсовнаркома Ленину. Рабочие Тверской городской электростанции избрали Вас Почетным членом Тверского городского Совета. Мандат выслан за № 309. Председатель избирательной комиссии».
    Экспонаты музея широко освещают развитие городского электротранспорта в наши дни, жизнь коллектива управления, его трудовые успехи, деятельность партийных и общественных организаций.
    Вот только лишь несколько цифр. Протяженность городской «железной дороги» в 1901 году составляла 7,3 километра, а теперь общая длина трамвайных путей превышает 81 километр. Кроме того, в городе построено 72,2 километра троллейбусных линий. Если в начале века в Твери курсировало всего четырнадцать маленьких трамвайчиков, то в настоящее время жителей областного центра одновременно обслуживают более двухсот больших трамвайных вагонов и 88 троллейбусов. Если во втором году после пуска городской «железной дороги» в трамваях было перевезено 1200 тысяч пассажиров, то в прошлом году трамвайным и троллейбусным транспортом воспользовалось более 132 миллионов человек.
    Музей трамвайно-троллейбусного управления рожден инициативой и энтузиазмом коллектива. Партийное бюро и руководство управления поддержали энтузиастов, выделили помещение и средства на оборудование. И вот 28 августа 1976 года, в день 75-летия тверского трамвая, музей, созданный на общественных началах, гостеприимно распахнул свои двери перед посетителями.
    — Добро пожаловать в наш музей, — говорят члены его совета. — Он открыт для вас, калининцы и гости нашего города, три дня в неделю. Доехать к нам несложно: трамваями до остановки «Площадь Капошвара».
    Г. СМИРНОВ.
    НА СНИМКЕ: в музее городского электротранспорта.
    Фото И. Жеребятьева.

© 2006-2012 Авторский коллектив «Пассажирский транспорт в Твери».
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

X