Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Пассажирский транспорт Калинина в СМИ
Декабрь 1982
Оглавление раздела

Последнее обновление: 17.03.2007

Город Калинин. Очерк-путеводитель. Сост. В.И. Захаров. М., Московский рабочий, 1983.
Сдано в набор 22.12.82. Подписано к печати 29.04.83.
Экскурсия в недалекое будущее
Автор раздела — С.М. Флигельман (совместно с В.Ф. Буриловым и В.И. Захаровым)

Давайте заглянем в завтра, опередим на два десятилетия время, представим себе, каким будет Калинин на рубеже нового, XXI столетия...
    Прежде всего, город увеличит свои масштабы: общая площадь застройки, составляющая сейчас почти 15 тысяч гектаров, возрастет вдвое, а численность населения достигнет ориентировочно 550—600 тысяч человек. Основные районы, где будет вестись строительство, — Южный, Затверечье, Затьмачье, Соминка.
    Реконструкция затронет центральную часть города. Ветхие малоэтажные дома, не имеющие архитектурной ценности, будут снесены — на их месте встанут современные здания. При этом проектировщики ставят задачу: добиться единства старого и нового, сохранить и реставрировать памятники архитектуры, истории и культуры.
    Исторический центр Калинина будет застраиваться в основном домами из кирпича, причем не по типовым, а по индивидуальным проектам. Так, здания на бывшей площади Пушкина хорошо впишутся в общий ансамбль Советской улицы. Реконструкция, обновление центра будет вестись с учетом характерных для него архитектурных особенностей, планировочных традиций, его связей с другими районами города.
    Там, где сейчас находится стадион «Химик», расположится главная площадь города. Здесь будут построены Дом Советов, другие здания общественного назначения. В обновленном виде предстанет набережная реки Тьмаки: в этом районе создается единый архитектурный ансамбль, завершающийся обелиском Победы.
    Еще одна новая площадь появится на выходе Советского переулка к Волге. Здесь через реку будет перекинут мост, который свяжет центр города с Затверечьем напрямую.
    Осью города, его главной «улицей» остается Волга. Высотные здания на ее берегах должны оживить силуэт застройки, придать ей новый архитектурный ритм.
    В Затверечье вдоль низкого берега Волги перед началом застройки будет намыт широкий пояс грунта. Здесь зеленой лентой протянутся бульвары. За ними хорошо будут видны со стороны реки архитектурные памятники и дома небольшой этажности, а дальше своеобразным амфитеатром поднимутся 12—14-этажные здания.
    Завершится застройка микрорайона Центр-2. У парка Победы и на улице Дарвина встанут 12-этажные дома.
    В микрорайоне Центр-1 уже возводится гостиница «Тверская», здание которой станет самым высоким сооружением в городе. Еще одна гостиница будет построена на углу Тверского проспекта и улицы Желябова.
    Небольшая площадь образуется там, где улица Урицкого смыкается с Тверским проспектом. Завершится реконструкция улицы Урицкого. Будет снято движение автотранспорта с улицы Володарского и набережной Степана Разина — эти магистрали, подобно улице Урицкого, станут пешеходными.
    Неузнаваемо изменится Привокзальная площадь — главные ворота города. На площадке, где сейчас находятся конечные остановки городского транспорта, вырастет здание нового железнодорожного вокзала, поблизости он него — высотный жилой дом и блок корпусов для транспортных служб. Трамвайная линия будет перенесена на улицу Коминтерна — ближе к автовокзалу, который, в свою очередь, будет расширен.
    Из года в год в Калинине растут масштабы жилищного строительства. В одиннадцатой пятилетке намечено сдать в эксплуатацию свыше 1 миллиона квадратных метров жилой площади. Возводиться будут в основном 12—16-этажные здания.
    Город Калинин развивается в трех направлениях — южном, северо-западном и восточном. Причем широкий размах получает строительство на новых площадях. Так, в жилом районе Южный уже построены два микрорайона. А всего их по проекту планировки должно быть семь. Рассчитан этот район на 120 тысяч жителей. Широкие перспективы для строительства — в северо-западной части города. Здесь уже создан микрорайон Юность на 23 тысячи жителей. Новый жилой район появится на улице Паши Савельевой. Подготовлен проект детальной планировки застройки в границах улиц Благоева, Кольцевой и Луначарского. Ведется строительство в поселке Химинститута, вдоль Московского шоссе. Словом, обновляется весь город.
    В жилом районе Южный уже началась застройка микрорайонов Г и Д. Высотные жилые комплексы появятся за линией Октябрьской железной дороги — на пересечении улицы Лермонтова с Волоколамским шоссе, на левом берегу Волги, на стыке улиц Академика Туполева и Маяковского и в других местах. Один из таких комплексов встанет на Первомайской набережной, между улицами Скворцова-Степанова и Никитина. Здесь три высотных дома объединит цокольный этаж, где разместятся два кафе, фотография, пункт проката. Используя рельеф площадки — понижение к Волге, — проектировщики решили разбить на крыше цокольного этажа газоны, сделать его местом отдыха. По их замыслу, комплекс отодвигается от линии застройки вглубь, что дает возможность отделить его от дороги полосой зеленых насаждений. Это один из примеров того, как архитекторы, заботясь о новом облике города, удобствах его жителей, смело отходят от привычных норм, творчески решают градостроительные проблемы.
    Новые зеленые массивы украсят город. Так, проектировщики предлагают опоясать центр города парками в поймах рек Волги, Тверцы, Тьмаки и Лазури. Будет сооружен гидропарк. Две плотины поднимут уровень Тьмаки, а это даст вторую жизнь и Лазури. Увеличится водное зеркало обеих рек, будут укреплены их берега, построены набережные, оборудованы пляжи, игровые площадки.
    Центральный парк культуры и отдыха раскинется на левом берегу Волги, между железнодорожным мостом и окружной автомобильной дорогой. В него войдут городской пляж, спортивные сооружения. На севере он сомкнется с лесопарком — Комсомольской рощей.
    Городской сад и береговая полоса к западу от него (вплоть до проектируемого Западного моста через Волгу), стадион, места массового отдыха — все это объединит в себе парк центральной части города.
    Благоустройство Комсомольской, Первомайской и Бобачевской рощ, городского сада, детского парка, новые посадки деревьев и кустарников, лесопарковый пояс в поймах рек — все это даст возможность довести общую площадь зеленых насаждений города до 800 гектаров.
    Предусмотрены меры и по охране окружающей среды — рек и воздушного бассейна города. Генеральный план не предполагает большого промышленного строительства. Из новых объектов можно назвать лишь филиал Полиграфкомбината детской литературы в районе поселка Химинститута, безвредное в санитарном отношении предприятие у Соминки, хлебомакаронный комбинат. В то же время возрастут мощности заводов «Центросвар», экскаваторного и ремонтно-механического, полиграфических комбинатов.
    Основной площадкой для промышленного строительства станет северо-западная часть города. Из жилых массивов сюда будут выведены заводы кожевенный, авторемонтный, железобетонных изделий № 4 и другие предприятия.
    С ростом города развивается и совершенствуется его транспортная схема. Сейчас основные потоки автомобильного и других видов транспорта идут через центр. С постройкой Восточного волжского моста и второго моста через Тверцу началось создание северного транспортного полукольца. Оно охватит Затверечье, а далее по улице Красина и микрорайону Юность выйдет к полотну Октябрьской железной дороги, пересечет его и у Комсомольской рощи соединится с Ленинградским шоссе. Таким образом автотранспорт, минуя центр, может следовать от площади Гагарина в Заволжскую часть города и в обратном направлении.
    Разгрузит центр и скоростная автомагистраль, которая прокладывается вдоль берега Лазури. Она, взяв начало у Московского шоссе, пересечет улицу Орджоникидзе, проспекты Волоколамский и Тверской, реку Тьмаку и у завода штампов имени 1 Мая выйдет на берег Волги. Здесь через реку будет сооружен еще один мост — Западный. Автотрасса не просто пересечет городские магистрали, а пройдет над ними. Такое пересечение на двух уровнях обеспечит повышенную скорость движения автомашин, что не будет мешать городскому пассажирскому транспорту.
    Генпланом предусмотрено создать новую магистраль, которая пройдет по бульвару Радищева, улицам Серебряной и Вагжанова.
    Другая крупная магистраль — Комсомольский проспект. Она будет развиваться по мере застройки одноименного микрорайона. Проспект выйдет к жилому массиву, который строится в районе ТЭЦ-3.
    С улиц Каляева, Желябова и Тверского проспекта будет снято движение грузового автотранспорта. Разгрузятся и другие магистрали, где сегодня тесно автомобилям и не очень удобно пешеходам.
    Трамвай свяжет жилой район Южный с улицей Орджоникидзе.
    После реконструкции вдвое увеличится ширина Старого волжского моста. На нем будет не две, как прежде, а три полосы движения.
    Новая транспортная схема обеспечит надежную связь центра со всеми районами города, а также между промышленными зонами, жилыми массивами и местами отдыха.
    Самое большое внимание в генплане уделено комплексной застройке микрорайонов, развитию предприятий сферы обслуживания, созданию зон отдыха горожан.
    Школы, детские учреждения будут строиться по более совершенным проектам. Расширится база высших учебных заведений города. Например, на месте старой застройки улиц Каляева и Желябова будет возведен корпус химико-биологического факультета Калининского госуниверситета. Медицинское училище получит новое учебное здание и общежитие. Для областной клинической больницы будет построен ряд корпусов. Новая больница на 600 коек, поликлиника и родильный дом разместятся в жилом районе Южный. Будет реконструирована городская больница № 1.
    Завершится строительство Центрального стадиона. Здесь намечено расширить трибуны, построить легкоатлетический манеж, бассейн, спортивные залы. Стадион на 5 тысяч зрителей появится в жилом районе Южный. Планируется создать областной туристский центр с гостиницей и комплексом служебных зданий.
    Большой концертный зал будет построен в Затьмачье, неподалеку от Дворца спорта. Четырехзальный кинотеатр на 1100 зрителей откроется на проспекте Чайковского. Будет построен выставочный зал.
    В здании бывшего реального училища, что на Советской улице, после его реконструкции разместится Калининский государственный объединенный историко-архитектурный и литературный музей. А здание Путевого дворца полностью займет экспозиция областной картинной галереи.
    Каждый новый день вносит в жизнь города перемены. Калинин растет, развивается. Его будущее, его завтра формируется сегодня.
    В осуществление генерального плана города, разработанного институтом Ленгипрогор, большой вклад вносит коллектив института Калинингражданпроект (он возник на базе созданного в 1928 году проектного бюро конторы Тверстрой). В этом институте конкретизируются, приобретают реальное воплощение те общие идеи, которые заложены в генплане.

Комментарий (А. Х.): пред. и след. на эту тему.
 

 

© 2006-2007 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X