Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Пассажирский транспорт Калинина в СМИ
Июль 1985
Оглавление раздела

Последнее обновление: 16.02.2008

"Калининская правда" 26 июля
НЕ УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ
М. МАЙСТРОВСКИЙ.

ЧТОБ сопоставить значение разных видов пассажирского транспорта для нашего города, достаточно побывать на привокзальной площади, когда прибывают электрички. Изливающийся из тоннеля живой поток сразу же растекается по нескольким руслам. И, обратите внимание, если площадь даже забита автобусами, людская река, обтекая «Икарусы» и «ЛиАЗы», устремляется к трамваю. И не потому, что проезд на две копейки дешевле. Причина здесь иная. Понаблюдайте за площадью минут десять-пятнадцать, и все поймете.
    Странная, если приглядеться, картина, В толчее оживленной городской площади, где все торопится и спешит, одни автобусы, кажется, никуда не торопятся. Собирается здесь иной раз по шесть-восемь машин одновременно. Водители подремывают, покуривают, поглядывают на вокзальные часы, как бы чего-то выжидая. Чего?
    Хожу от одной машины к другой и беседую с водителями. У одного, оказывается, обед. Заглядываю в график движения. «Обед» в нем значится с 9.00, а сейчас только 8.20.
    — За сорок минут мне не обернуться, — оправдывается водитель.
    — А по сокращенному маршруту? — спрашиваю его.
    — Таких у нас не бывает, — снисходительно поясняет он и разворачивает газету.
    Иду к автобусу с табличкой «Заказной». Водитель молча подает мне бланк заказа. До выезда больше часа. Этот по своему 6-му маршруту обернуться еще успел бы, но уже «закруглил».
    Ждут своего часа еще два заказных, у того и другого более получаса свободного времени.
    Автобусы с табличками «Заказной», «Обед», «В гараж» встречаются на улицах часто. И мы этим табличкам верим. А они, оказывается, иной раз просто для отвода глаз.
    Там же, на вокзале, обнаруживаю машину с номером 56-87 111-го маршрута (5687 КАО, ЛиАЗ-677М - А. Х.). Простаивает уже минут 15 — 20 без всякой таблички. Направляюсь к ней. Автобус внезапно срывается с места и, пролетев мимо толпы ожидающих посадки людей, скрывается за поворотом.
    Позже о своих наблюдениях я рассказал на собрании водителей ПАТП-1. Хотелось выяснить их точку зрения. Прямым поводом для этой встречи явилось поступившее в редакцию письмо И. Ф. Мартынова. «25 мая, — писал он, — примерно в 13.30 я долго стоял на автобусной остановке у мотеля «Тверь». Народу собралось много. Мимо нас без остановки прошло несколько автобусов 109-го маршрута. Затем показался автобус № 7, и мы с облегчением вздохнули. Но водитель, не доехав до места посадки, выставил объявление «В гараж» и проехал мимо. То же произошло и со следующим автобусом, который появился минут через пятнадцать. Ну, может быть, у них действительно время кончилось. Но хотя бы до трамвая могли взять пассажиров?»
    Как показала проверка, время работы не кончилось ни у одной из четырех машин, работавших в то время на линии. Поломок не было тоже. Почему же сошли автобусы с маршрута? Ответить на этот вопрос не сумел никто.
    Изъяны в работе автобусов особенно болезненно ощущаются калининцами в летнее время, когда более половины городского автобусного парка отвлекается на перевозку людей за пределами города. Возрастает и число справедливых нареканий жителей города на плохую работу городского автобуса.
    Хотелось понять: как оценивают это сами водители?
    Собрание проходило довольно бурно. Но пассажир, ради которого, казалось бы, сыр-бор разгорелся, фигурировал в разговоре только как раздражающий фактор, усложняющий жизнь водителя. Горожане теряют прорву времени из-за нечеткой работы автобуса, а собравшихся, кажется, волновали только собственные неудобства, собственные потерянные минуты и рубли. Сетовали на безбилетников, на непомерные требования со стороны пассажиров.
    Собственно, чего хочет пассажир? О том, что летом не хватает автобусов, он осведомлен и к возросшим интервалам притерпелся. Понимает прекрасно и то, что водителю необходимо пообедать, что у машины есть время начала и окончания работы, что есть специальные заказы — доставка детей в пионерские лагеря, вывоз населения на сельскохозяйственные работы и т. д. Но он спрашивает: отправляясь от мотеля «Тверь» в гараж на Бежецкое шоссе, может автобус довезти пассажиров до Комсомольского проспекта? Не успевая обойти весь маршрут, может пройти по «малому кольцу»? Он хочет понять: что это за график, если машины отстаиваются без дела по полчаса и более? И что за контроль, если водитель может сойти с маршрута, когда ему вздумается? Можно все это отладить или нельзя?
    Заместитель директора ПАТП-1 по эксплуатации М. А. Волков высказался коротко и совершенно определенно: можно.
    Так в чем же дело?
    Прежде всего дело, видимо, в том, что к нечеткой работе калининского автобуса привыкли сами работники предприятия. Привыкли настолько, что не видят уже особой беды во всех этих вольностях. Изредка, когда возникает серьезный конфликт, кого-то наказывают, снижают премию, но воспитательная работа, уровень требовательности, система контроля остаются прежними. И... обходят пассажиры городской автобус, как самый ненадежный транспорт.
    Подтверждение этому можно найти и в бухгалтерии. Если трамвайно-троллейбусное управление реализует в месяц долговременных билетов примерно на 120000 рублей, то ПАТП-1 — всего-навсего на 12000.
    Сопоставление с трамваем явно не в пользу автобусного парка и по культуре обслуживания. Возле универмага «Тверь» я вошел в первый попавшийся автобус. Это была машина № 61-42 6-го маршрута (6142 КАМ, ЛиАЗ-677 - А. Х.). Вошел и наткнулся на обнаженные ребра железного ящика. Сиденье было сброшено. В задней части салона были свалены рессоры, опасно торчали острые углы металлического уголка, валялось промасленное тряпье. Но салон, видимо, не слишком заботил водителя. Закрыв двери, он закурил сигарету, врубил магнитофон и, не объявляя остановок, рванул к вокзалу. Казалось, привык человек возить на самосвале щебенку, и никто не приучил его к пассажирам.
    Поездишь так, и складывается впечатление, что водитель вообще не заинтересован в пассажирах.
    У железнодорожного вокзала я увидел автобус 109-го маршрута с табличкой: «Рынок — Черкассы». А почему здесь? Обошел вокруг и обнаружил еще одну наполовину провалившуюся табличку с номером 1. В общем, машину перебросили с одного маршрута на другой, так бывает.
    — Почему бы вам не сменить все опознавательные знаки, чтоб не вводить в заблуждение людей? — спросил я водителя Деева.
    — Кому надо — разберутся, — равнодушно ответил он.
    Немало в ПАТП-1 и хороших водителей. «Просим выразить благодарность шоферу Рубцову — вежливому, внимательному, чуткому человеку, которого знают все постоянные пассажиры 121-го маршрута. Вот пример уважительного отношения к человеку», — пишет в редакцию А. П. Смирнова.
    Но намаешься на остановках, послушаешь жалобы людей, поездишь в обшарпанных салонах, оклеенных пожелтевшими афишками с обращением «уважаемые пассажиры», и хочется съязвить: «Полноте, уважаемые ли?»

Комментарий (А. Х.): пред. и след. на эту тему.

 

© 2006-2008 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X