Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Пассажирский транспорт Калинина в СМИ
Февраль 1988
Оглавление раздела

Последнее обновление: 25.02.2008

"Калининская правда" 28 февраля
ШЕЛ ПО УЛИЦЕ ТРАМВАЙ
А. ТВЕРЦОВ.

НУ И ЧТО ТУТ ТАКОГО? НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ОБЫКНОВЕННОГО, ЧЕМ ТРАМВАЙ НА УЛИЦЕ БОЛЬШОГО ГОРОДА. ЕДВА ЛИ НЕ КАЖДЫЙ КАЛИНИНЕЦ ХОТЬ РАЗ В ДЕНЬ ДА ПРОЕДЕТ НЕСКОЛЬКО ОСТАНОВОК В ТРАМВАЙНОМ ВАГОНЕ. А ВЕДЬ БЫЛО ВРЕМЯ...

В свой самый первый путь по тверским улицам трамвай отправился почти 87 лет назад — 28 (15) августа 1901 года. В том же году появились трамваи в Смоленске и Ростове-на-Дону. Работники трамвайно-троллейбусного парка утверждают, что наш тверской трамвай был в России по счету одиннадцатым.
    Но позвольте прежде, чем продолжать, так сказать, путешествие трамваем в историю, привести несколько строк из одного более раннего документа. Вот они:
    «г. Тверь. Тысяча восемьсот девяносто восьмого года октября шестнадцатого дня. Тверская Городская Управа в составе Городского Головы Александра Федоровича Карпова и членов Управы Флорентия Александровича Курова и Егора Александровича Знаменского с одной стороны и дворянин Станислав Александрович Вернатович, уполномоченный от иностранных предпринимателей с другой стороны, заключили этот договор в нижеследующем:
    1. Тверская Городская Управа на основании постановления Городской Думы, составленного двадцать девятого сентября сего года, предоставляет уполномоченному иностранных предпринимателей дворянину Станиславу Александровичу Вернатовичу право, а последний обязуется устроить в городе Твери, в определенном настоящими условиями районе, за свой счет и риск, для перевозки пассажиров и грузов, городскую железную дорогу (трамвай) с подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации, для движения по улицам, поименованном в следующем параграфе договора».

Первый тверской трамвай (вместимость — 32 пассажира, скорость — 15 километров в час). Фото из архива тверского ТТУ.    Подвижной состав представлял собою узкоколейные вагоны бельгийского производства. Каждый вагон обслуживали вагоновожатый и кондуктор — профессии-то тем временем сугубо мужские. Первые маршруты тверского трамвая пролегли от Морозовской фабрики до Восьмиугольной площади (ныне площадь Ленина), а отсюда — к земской больнице и к железнодорожному вокзалу. Пути были одноколейными с разъездами и тупиками. На конечных остановках вагоновожатым, чтобы продолжить путь в обратном направлении, приходилось переходить с одной площадки на другую. (Впрочем, калининские старожилы помнят, что таким же порядком еще в послевоенные годы бегал от «Пролетарки» до Ворошиловки трамвайный вагон, прозванный пассажирами «бобиком»).
    Надо сказать, что поездка на первом тверском трамвае была довольно дорогим удовольствием. Билет в зависимости от ее протяженности стоил от двух до десяти копеек. Двухкопеечные билеты были белыми, трехкопеечные — фиолетовыми, пятикопеечные — зелеными, семикопеечные — желтыми, десятикопеечные — красными. Чтобы привлечь побольше пассажиров, проводились лотереи, в которых разыгрывались проданные трамвайные билеты. Хочется привести одно довольно любопытное объявление городской управы. Оно гласит:
    «Установленные контрольные премии по билетам городской железной дороги, проданным в минувшем мае месяце 1906 года, будут выдаваться в Тверской Городской Управе ежедневно с 5 до 15 июня месяца 1906 года от 11 часов утра до 1 часу дня кроме воскресных и неприсутственных дней. Лица, не предъявившие билеты в назначенный срок, лишаются права на получение премий». И дальше сообщаются номера билетов, на которые выпали премии в один рубль и три рубля.
    Разные люди к трамваю относились по-разному. Находились такие, кто и в трамвайном вагоне старался установить всякого рода иерархические различия и разграничения. Начальник тверского гарнизона 13 июля 1915 года обратился в городскую управу с посланием такого содержания:
    «Прошу поставить в известность служащих по транвайному (именно так и написал — «по транвайному» — А. Т.) движению, что нижним чинам занимать места в транваях разрешается мною только на передней площадке. О чем кондуктора должны при выдаче билетов напоминать».
    Однако кондуктора и другие работники трамвая напоминали не только об этом. Вместе с передовыми рабочими Твери не раз напоминали они власть имущим о своем нежелании жить по заведенным в царской России порядкам. В октябре того же 1915 года вместе с рабочими электростанции тверские трамвайщики приняли активное участие в забастовке. А в феврале 1918 года все трамвайное хозяйство, принадлежавшее франко-швейцарскому обществу, было национализировано.
    Трудными были первые послереволюционные годы. В ноябре двадцатого из-за нехватки топлива трамвайное движение в городе было приостановлено. Возобновилось оно только в апреле 1922 года.
    Есть в истории нашего трамвая одна очень знаменательная страница. Ведь это его работники вместе с рабочими тверской электростанции избрали почетным членом Тверского горсовета Владимира Ильича Ленина.
    В 1929 году началась реконструкция изрядно подносившегося трамвайного хозяйства, переход на широкую колею. Уже 1 Мая следующего года открылось движение по новым путям от «Пролетарки» до второй городской больницы (маршрут № 1 - А. Х.), а 7 ноября — беспересадочное сообщение по маршруту «Пролетарка» — железнодорожный вокзал (маршрут № 2 - А. Х.). Шло строительство путей в левобережной части города.
Павильон на конечной остановке у вагонзавода. 1935 г. Фоторепродукция А. КОМАРОВА.    Работали с энтузиазмом. Среди первых стахановцев были дежурный подстанции Сергей Васильевич Травников, маляр Вячеслав Михайлович Усов, слесарь Петр Андреевич Львов, слесарь-тормозник Александр Иванович Бобров и другие.
Площадь Революции, поворот на мост.    В сороковом году трамвай связал все районы города.
    А потом была война. Смертью, горем, руинами отпечаталась она на городских улицах. Но уже 1 февраля 1942 года по ним вновь разнеслась заливистая трель трамвайных звонков. Теперь это был не только пассажирский транспорт. Я вспоминаю трамвайные поезда с подписями: «Санитарный», «Грузовой», «Хлебный». Помню, как по трамвайным путям возили на электростанцию железнодорожные вагоны с торфом электровозы.
    Трамвай военных лет. Бесконечное ожидание на остановках. Подножки в гроздьях пассажиров. Двери не закрывались, и для нас, городских мальчишек тех лет, проявлением собственного самоутверждения было спрыгнуть на полном ходу с подножки или прокатиться на «колбасе», как именовался трамвайный буфер.
Автовышка. 1948 г. Фоторепродукция А. КОМАРОВА.    Вагонов не хватало. И калининцы сами начали строить их. К пятидесятому году в городе было восстановлено и построено 37 трамвайных вагонов. Впрочем, тогда умели строить не только трамваи. На берегу Волги, недалеко от суворовского училища, строили даже речные катера, долгие годы потом исправно перевозившие пассажиров на пригородных линиях. Наверное, не худо было бы вспомнить это тому, кто какую только мелочь не завозит к нам из дальних краев. Очень не худо.
Строится новый вагон. Фото из архива тверского ТТУ.    Восстанавливали, строили, перевозили пассажиров и грузы... Сегодня многих из этих людей можно увидеть на фотографиях на стендах музея, созданного калининскими трамвайщиками. «Бригада приняла новый поезд. Водители П. Д. Дмитриева, А. В. Фирсунина, Т. А. Базанова. Кондуктора А. И. Вихрова, А. П. Жукова, Е. А. Базанова, Е. В. Россина, А. А. Романова, А. Т. Соколова» — читаем под одной из фотографий. Другой снимок — «Бригада строителей трамвайных вагонов. Руководитель — фронтовик, коммунист Егоров Петр Егорович».
    Проходят годы, уходят люди. Многих ветеранов калининского трамвая давно уже нет среди тех, кто сегодня продолжает их дело. Кто завтра отправит в путь новые комфортабельные поезда нашей городской железной дороги. У них ясные цели, большие планы. Но это, впрочем, уже тема другого разговора.

 

© 2006-2008 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X