Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Пассажирский транспорт Калинина в СМИ
Декабрь 1988
Оглавление раздела

Последнее обновление: 02.03.2008

Город Калинин. Очерк-путеводитель. (Издание 2-е, переработанное и дополненное). Сост. В.И. Захаров. М., Московский рабочий, 1989.
Сдано в набор 15.12.88. Подписано к печати 12.05.89.
На грани веков
Автор раздела — С.М. Флигельман (совместно с В.Ф. Буриловым и В.И. Захаровым)

Заглянем в завтра города, примерно на два десятилетия опередим время, представим себе, каким станет наш Калинин на грани XX и XXI веков.
    Естественно, что город будет развиваться, в нем появятся новые жилые массивы, площади, проспекты. Генеральным планом, который разработан институтом Ленгипрогор на срок до 2005 года, определены основные районы, где развернется строительство. Жилой район Южный будет расти в сторону объездной автодороги. Появятся микрорайоны в других частях города — в районах поселков Вагонников и Соминка, еще один новый микрорайон имени Паши Савельевой — на северо-западе, другой — за линией Октябрьской железной дороги, там, где сегодня расположены поселки Чкалова и Лоцманенко. Нужно упомянуть также микрорайоны Пески — он протянется от казарм «Пролетарки» до проспекта Чайковского — и Красная слобода.
    Заметно изменится центр города — он подвергнется реконструкции. При этом имеется в виду сохранить сложившуюся планировку улиц, создать охранные зоны исторических, архитектурных и культурных памятников. Строительство новых зданий на территории центра, площадь которого составляет около 1000 гектаров, будет вестись в основном по индивидуальным проектам из кирпича. Границы центра условно можно обозначить примерно так: часть Заволжья и Затверечья — Советский переулок (ныне Смоленский - А. Х.) — набережная Лазури — Затьмачье (до Беляковского переулка).
    Говоря о будущем центра, нельзя не сказать о тех переменах, которые уже произошли. Архитектурный облик Твери, ее характерную застройку во многом исказили возведенные здесь типовые панельные и кирпичные дома. Это показательный пример того, как уход от традиций приводит к перечеркиванию принципа органичного взаимодействия, соединения старого и нового, искажает лик города.
    Волгу принято считать «осью» города, его «главной улицей». Так оно и было: Тверь родилась и развивалась на берегах Волги и ее притоках. Однако со временем их берега густо заселили промышленные предприятия, автобазы, мастерские, склады. Получилось так, будто город отвернулся от Волги.
    Что же предусматривает генплан, чтобы как-то изменить ситуацию? Намечено вывести все предприятия с Серебряковской набережной. Очищена часть левого берега Волги, что позволит несколько увеличить протяженность городского пляжа.
    Решено создать набережную реки Тьмаки — у гостиницы «Волга», универмага «Тверь». Между улицей Вячеслава Ефимова и Тьмакой появится новый городской центр: здесь будут возведены здания горисполкома, универсама, Дома быта, Театра юного зрителя, концертно-досугового центра. У Центрального рынка начата реставрация Покровской церкви — памятника архитектуры XVIII века, будут восстановлены и примыкающие к ней одноэтажные каменные дома, характерные для старой Твери. Причем архитекторы ставят перед собой задачу, чтобы новая застройка сочеталась, гармонировала с этим уголком старины. Весь близлежащий район (улица Софьи Перовской — набережная Тьмаки — улица Бебеля — Центральный рынок), где сложилась выразительная одноэтажная застройка с церковью Белая Троица и усадьбой XVIII века за памятником И. А. Крылову, предусматривается сделать заповедной зоной, куда не должна вторгаться современная архитектура. При этом намечается расширить улицу Софьи Перовской, сохранив, путем переноса, все ценные здания.
    Не отвернулось, смотрится в Волгу старое Затверечье. Чтобы обновить его, начать здесь застройку, необходимо намыть значительную полосу грунта. Тут зеленой лентой протянутся бульвары. За ними со стороны реки хорошо будут просматриваться архитектурные памятники — бывшие культовые здания и дома небольшой этажности, а дальше своеобразным амфитеатром поднимутся современные многоэтажные здания. Таким или примерно таким может стать Затверечье. К сожалению, все это лишь общая, так сказать, черновая идея обустройства района. Конкурс, проведенный более десяти лет назад для решения этой градостроительной задачи, положительных результатов не дал, что, по мнению специалистов, обусловлено чрезвычайной сложностью проблемы. Но, казалось бы, чем сложнее проблема, тем больше ей должно уделяться внимания. А этого и не хватает. Затверечье с его оригинальной планировкой и первозданной тверской архитектурой, расположенное при слиянии Волги и Тверцы, на протяжении вот уже почти пятидесяти лет остается «белым пятном» на генеральном плане.
    Завершена реконструкция бывшей Пушкинской площади, идет реставрация примыкающих к ней домов на Советской улице. Важно, чтобы новые здания вписались в общий ансамбль главной магистрали города. Появится еще одна новая площадь — на стыке Советского переулка с одноименной улицей, ближе к берегу Волги. Отсюда будет перекинут мост (для пешеходов и автомобильного транспорта), который свяжет центр города с Затверечьем.
    Кроме улицы Урицкого еще три свободные от транспорта улицы — «Правды» (ныне Новоторжская - А. Х.), Салтыкова-Щедрина и набережная Степана Разина — должны стать пешеходными.
    Город строится, в различных его районах поднимаются кварталы многоэтажных домов. Многолетний опыт панельного строительства доказал главное преимущество этого индустриального способа: возможность быстрого, поточного возведения жилых зданий, реального решения жилищной проблемы до 2000 года. Само по себе это отрадно. Но речь идет, так сказать, об одной стороне медали. А есть и вторая...
    В Калинине, как и во многих других городах, появились массивы, целые районы похожих, как две капли воды, друг на друга, невыразительных, безликих зданий. Панельное домостроение лишило своего лица кварталы, целые улицы. Одинаковые панели, отсутствие вариантов оформления балконов и лоджий, бедная палитра отделочных материалов — все это привело к шаблонному однообразию. Нельзя сказать, что калининских архитекторов и строителей такое обстоятельство не беспокоит — разговоры о неблагополучии идут давно. И вот, наконец, появилась надежда: специалисты разработали программу под названием «Фасад».
    Что имеется в виду? Взамен обычных выпускать рельефные панели, разнообразные по конфигурации ограждения балконов и лоджий, вставки на стыке зданий, детали подъездов, широко использовать отделочную керамическую плитку разных цветов. Подбирать все эти элементы не по стандарту, а с учетом того, какой этажности дом, как он расположен, в каком соседстве находится. По мнению авторов, такой подход позволит соединить возможности индустриального строительства с требованиями дня, сочетать комфорт с красотой, сделать каждое здание по-своему выразительным, отвечающим архитектурному замыслу. Так калининские архитекторы хотят уйти от удручающего однообразия застройки.
    По программе «Фасад» уже возведены первые девятиэтажные панельные дома в микрорайоне Паши Савельевой.
    Интересна и перспективна еще одна идея — реконструировать четырех- и пятиэтажные дома, построенные по типовым проектам в 50—60-е годы, называемые в обиходе «хрущевками». Эти коробки не только не радуют глаз: в них не очень-то удобно жить. Небольшие прихожие и кухни, совмещенные санузлы и ванные, квартиры без кладовок и антресолей... Реконструкция таких домов предусматривает и перепланировку квартир, и изменение фасадов с тем, чтобы дом-коробку превратить в современное, имеющее свое лицо здание.
    Большое место в генеральном плане уделено «зеленому строительству». Предусматривается опоясать центр города древесными и кустарниковыми насаждениями. Намечено расчистить и расширить русло Тьмаки — от фабрики имени А. П. Вагжанова до моста в створе Свободного переулка. Будут укреплены и благоустроены ее берега, построены лодочная станция, многочисленные игровые площадки. Таким образом проектировщики хотят создать здесь для горожан новую зону отдыха, причем в самом центре, хорошо обеспеченном транспортными связями с другими районами. Эта перспектива радует, тем более что уже предприняты конкретные меры, чтобы в короткие сроки заброшенную пойму Тьмаки превратить в зеленую зону, красивое и удобное место отдыха для тысяч людей. На ближайшие годы намечено также расчистить дно реки Лазури и привести в порядок ее берега. Так что речи о гидропарке на Тьмаке и Лазури пока не идет, хотя создание его планировалось много лет тому назад. Между тем речка с поэтическим названием Лазурь заболачивается.
    В программе озеленения города предусмотрены реконструкция городского сада, благоустройство Комсомольской, Первомайской, Березовой и Бобачевской рощ, парка Победы и детского парка, закладка Центрального парка культуры и отдыха на берегу Волги, новых бульваров и скверов, зеленых массивов. Все это позволит довести общую площадь зеленых насаждений до 800 гектаров.
    Да, перспективы впечатляют, но и здесь, кажется, есть забытое «белое пятно» — Ботанический сад — уникальный зеленый уголок. В свое время, когда он принадлежал сначала пединституту, а потом госуниверситету, здесь, на правом берегу Тверцы, велась посадка редких для нашего края пород деревьев и кустарников. Потом этот памятник природы, переданный в ведение треста Горзеленхоз, пришел в запустение.
    Город развивается неравномерно: в некоторых его районах строительство ведется более интенсивно, в других — менее. Понятно, что время от времени появляется необходимость вносить некоторые коррективы, уточнения в генплан. Такого уточнения, например, требуют границы будущей промзоны в северо-западной части города, куда по экологическим соображениям намечается перевести ряд предприятий из центра. Так как сюда подступают новые жилые массивы, было бы разумно отодвинуть промзону дальше — за завод «Центросвар».
    Составная часть генплана — комплексная транспортная схема города. В ней предусматривается прокладка магистрали от нового, Западного моста через Волгу на окружную дорогу и к Старицкому шоссе. Этот мост, который соединит Заволжский и Пролетарский районы, будет построен в створе улицы Карла Маркса. На него выйдет поток автотранспорта по новой автомагистрали, прокладываемой вдоль берега Лазури. Она пересечет улицу Орджоникидзе, Волоколамский и Тверской проспекты, пройдет по улице Спартака и выйдет к Западному мосту. Создается и северное транспортное полукольцо — от Затверечья по улице Красина к микрорайону Юность с выходом через деревню Брянцево на Ленинградское шоссе.
    Еще одна магистраль в Заволжье — Комсомольский проспект будет развиваться по мере застройки одноименного микрорайона. Проспект выйдет к жилому массиву, который строится в районе ТЭЦ-3.
    Изменится профиль улицы Коминтерна, которая свяжет район «Пролетарки» с промзоной Лазурная. Появится автотрасса, проходящая по улицам Склизкова и Коробкова через новый микрорайон Пески, южнее детского парка. Будут прокладываться новые маршруты городского электротранспорта, в частности, трамвай свяжет Южный с другими районами города. Намечается вдвое увеличить трамвайный парк в Соминке и построить новый, на южной окраине города.
    По замыслу проектировщиков, транспортная схема должна обеспечить надежную связь центра со всеми районами города, а также промышленных зон с жилыми массивами, местами отдыха, пригородными поселками-спутниками. Предполагается, что такие поселки из домов малой этажности в основном будут созданы силами индивидуальных застройщиков.
    Что еще нового должно появиться в нашем городе?
    Обновляется Привокзальная площадь — главные ворота города. Здесь возведен по оригинальному проекту железнодорожный вокзал. Будет расширен и приблизится к площади автовокзал. Неподалеку от универмага поднимутся этажи высотных жилых домов.
    Интересный и самобытный облик приобретет площадь «Договора тысяч», которая будет застроена домами, возведенными по индивидуальным проектам. Новая гостиница появится в микрорайоне Юность. Неподалеку, на Молодежном бульваре, — Дворец культуры с залом на 500 мест. Комплекс зданий студенческого городка госуниверситета строится в районе поселка Соминка. Началось строительство первых в областном центре молодежных жилых комплексов.
    Будут открыты больницы в Южном и микрорайоне Паши Савельевой. По соседству с областной клинической больницей начнется строительство корпусов другой областной больницы — детской.
    Раздвинутся границы Центрального стадиона, что на правом берегу Волги. Здесь появятся легкоатлетический манеж, физкультурно-оздоровительный комплекс, гребная база, спортплощадки. Решено расширить Дворец спорта, а также создать спорткомплексы в Южном и Юности, реконструировать стадион «Химик».
    За последнее время немало сделано по реализации генерального плана развития города, но не меньше еще предстоит сделать. Однако обстоятельства складываются так, что по мере роста областного центра не снимаются, а становятся все более острыми такие важные проблемы, как водо- и энергоснабжение, экологическая обстановка и некоторые другие. Они известны, но пока что не реализуется даже самое необходимое. Так, инженерные сети заметно отстают от сегодняшних потребностей, работают с максимальной перегрузкой, на износ, в этом — истоки аварийных ситуаций, непреодолимые сложности при выборе площадей под новое строительство. Подчас строят не там, где это диктуется градостроительной политикой, а там, где позволяет состояние инженерных сетей. Немало сложностей с прокладкой транспортных магистралей, озеленением, реконструкцией исторических памятников, размещением предприятий службы быта, торговли...
    Опора на общественное мнение, привлечение к деятельности градостроительного совета старожилов, краеведов, ученых разных специальностей, реставраторов, художников, писателей, журналистов, практика широкого и всестороннего обсуждения новых проектов предупредили бы многие недостатки и ошибки, помогли выбрать оптимальные решения сложных проблем. Советы людей, знающих и любящих свой город, их гражданская активность самым благим образом скажутся на его судьбе, помогут соединить старые традиции с новыми требованиями, сделают родной Калинин еще более красивым, благоустроенным, удобным для жизни.

Комментарий (А. Х.): пред. и след. на эту тему.
 

"Калининская правда" 28 декабря
ТРАМВАИ УЧАТСЯ ХОДИТЬ

Нередко на улицах Калинина можно увидеть необычные трамваи. Они не похожи на те, в которых мы ездим. Расскажите о них.
    С. ЗЕРНОВ.

С этой просьбой читателя мы обратились к начальнику Калининского трамвайно-троллейбусного управления О. С. Лаврову. Вот что он рассказал:
    — Трамвайно-троллейбусное управление кроме своих основных функций — перевозить пассажиров — проводит испытания опытных образцов техники, подвижного состава, разработанных институтами и заводами нашей страны. Этими работами занимается специальная служба ТТУ — испытательный полигон горэлектротранспорта. Он находится на территории трамвайного депо № 2.
    Этап испытаний — последнее звено в цепи создания новой техники. На полигоне происходит окончательное превращение «сырого» опытного образца в машину, пригодную для серийного производства.
    В 1982 году в Калинин из Риги прибыл вагон РВЗ-7. Это был первый советский трамвай с тиристорно-импульсной системой управления, которая обеспечивала экономию электроэнергии при пуске и разгоне вагона, более плавное ускорение и торможение, возможность возврата части электроэнергии при торможении вагона.
    Калининский полигон дал путевку в жизнь вагонам чехословацкого производства Т3М.
    Во время испытаний для конструкторов очень важна оперативная информация о первых отказах оборудования, особенностях эксплуатации новых вагонов.
    Лаборатория надежности полигона — центр, в который стекается информация от восьми групп надежности, работающих в Барнауле, Горьком, Казани, Новосибирске, Челябинске, Ярославле, Воронеже и Чебоксарах. Сюда поступают сведения о свойствах всех типов подвижного состава электротранспорта — трамвайных вагонов и троллейбусов. В лаборатории эта информация обрабатывается и используется для их совершенствования.
    Теперь на полигоне начались испытания нового трамвайного вагона производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, расположенного в Челябинской области. Это предприятие длительное время выпускало неплохие трамвайные вагоны КТМ-5М3 модели 71-605. Однако они морально устарели, отстали от требований сегодняшнего дня. Заводом принята программа по модернизации трамваев.
    На первом ее этапе пройдут испытания ходовые тележки с мономоторным приводом. Такая схема привода впервые применена в советском трамваестроении. Ее отличие от классической схемы привода в том. что обе колесные оси тележки приводятся в движение одним мощным двигателем.
    Испытания трамвайных вагонов с мономоторным приводом начались в июле. За исправным состоянием этих вагонов следит бригада старшего мастера полигона А. М. Серова. А проводят их по рельсам водители-испытатели Д. Г. Колесников, Т. А. Кузьмина и С. А. Баканов.
    Потом будет испытываться кузов. Конструкция кузова разработана специалистами Свердловского филиала ВНИИ технической эстетики. В кузове четыре двери ширмовой конструкции, тонированные окна, удобные мягкие кресла.
    Сейчас этот вагон готовит к дальнейшим испытаниям большой коллектив специалистов: работники нашего полигона, конструкторы Усть-Катавского вагоностроительного завода, Пермского вагоноремонтного завода, производственного объединения «Динамо», ученые Московского энергетического института и ВНИИ вагоностроения.

Комментарий (А. Х.): след. на эту тему.

 

© 2006-2008 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X