Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Пассажирский транспорт Твери в СМИ
Сентябрь 2004
Оглавление раздела

Последнее обновление: 08.03.2008

"Караван+Я" 29 сентября, №41 (447) (источник)
ДЕЛО ЗАТВАНА ЖИВЕТ...?
Вениамин ЕРОФЕЕВ, фото Галины КУЗЬМИНОЙКонечная станция "ДСК", 2001 г.

"Железный конь" идет на смену лошадке", - так говорил известный персонаж Остап Бендер. Многие наблюдатели уже отметили страсть команды московских топ-менеджеров, которых привел с собой губернатор Дмитрий Зеленин, к централизации ресурсов. Так уже произошло с земельными ресурсами муниципалитетов, теперь то же ожидает и уже сложившиеся транспортные потоки. Главные идеологи новой концепции развития общественного транспорта в Тверской области - замгубернатора Владимир Грабарник и заместитель мэра Твери Валерий Мардис (которых считают членами команды Зеленина) - твердо убеждены в полезности затеянного.

ЧТО ЗАДУМАЛИ В ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Саму концепцию мало кто представляет, но отрывочные сведения о ней можно услышать из уст людей, давно занимающихся организацией пассажирских перевозок. Предполагается создать новое государственное автотранспортное предприятие (ГУП). Там должны быть сосредоточены вся техника, ремонтная база, маршруты следования и расписание. Этим оно в какой-то мере заменит чиновничью структуру - Департамент транспорта администрации области. Автобусы предполагается закупить за счет бюджета. По-видимому, эта строка должна появиться если не в бюджете еще этого года, то уж 2005 года - наверняка. В качестве ремонтной базы для этих автобусов предполагается использовать базу муниципального предприятия ПАТП-1.
    Новый холдинг может оказаться способным привлечь серьезные инвестиции в область. Сейчас много говорят о сотрудничестве с компанией "Русские автобусы". Это холдинг, вобравший в себя практически все предприятия, производящие на территории России автобусы. Основным акционером компании является "Базовый элемент" известного олигарха Олега Дерипаски. Предполагается, что "Русские автобусы" на первых порах передадут в лизинг (как говорят, минимум под 15% годовых) для города Твери 120 новых автобусов. Это позволит решить транспортную проблему Твери и одновременно ликвидировать (полностью или частично) движение трамваев, сильно затрудняющих движение транспорта в центре города.
    Но сделать все это будет непросто после принятия законов о разграничении полномочий. Так, за перевозки пассажиров на своих территориях должны отвечать органы местного самоуправления.
    Однако вопрос о создании ГУПа уже фактически решен, и руководить им станет известный многим руководителям-транспортникам Александр Рукавишников.

ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА

Александр Рукавишников после окончания МАДИ успел поработать в автотранспортных предприятиях города. Интересным представляется его работа в ОАО "Междугородные автобусные перевозки" (МАП): тогда, в начале 90-х, произошла фактическая приватизация предприятия ПАТП-3 известным еще со времен Платова предпринимателем-палестинцем Мостафой Хамудой. При нем А. Рукавишников и стал у руля предприятия, внутри которого появляется ООО "Магистраль-98", которому и передается движимое имущество - автобусы. Автобусы поначалу передаются в аренду водителям, которых вынудили стать индивидуальными предпринимателями. Позднее их заставили эти автобусы выкупить.
    Оставшись без материальной части, Рукавишников переключается на более интересное дело. Учреждается некоммерческое партнерство "Тверские автобусные перевозки" (ТАП), которому Департамент транспорта передает право формировать маршруты движения пригородных и междугородных автобусов и расписание. На каких условиях все это произошло, можно лишь догадываться.
    При активном содействии "административного ресурса" водители автобусов фактически попали в рабство. Не хочешь состоять в ТАПе - не получишь маршрута, а значит, и доходов. Чтобы встать на маршрут - заплати, определенный процент с каждого перевезенного пассажира - заплати. На 12 маршрутах Тверь - Москва ставка сборов с каждого перевезенного пассажира достигает 30% от стоимости проезда. Нетрудно подсчитать, что только с московских маршрутов в ТАП ежегодно попадало до 14 млн. рублей. Где все эти немалые деньги? Ведь ТАП совершенно не вкладывал средства в обновление автопарка.

РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ

Владимир Грабарник неплохо осведомлен о предыдущей деятельности Рукавишникова, но не видит оснований для изменения своего мнения. Более того, Владимир Ефимович, когда ему говорят о необходимости повнимательнее приглядываться к людям, заявляет буквально следующее: "Назовите мне подходящую кандидатуру, кто мог бы возглавить это предприятие!"
    У заместителя мэра В. Мардиса тоже не сложилось об А. Рукавишникове того впечатления, которое сформировалось у местной публики. Он, как человек в Твери новый, не был отягощен знаниями, которые вполне могут быть предвзятыми. "Важно не пользоваться информацией, как кистенем, надо максимально использовать потенциал каждого человека. А он у Рукавишникова есть", - говорит Мардис.
    Интересно, областная власть совсем отказывается от практики объявления конкурсов на право занимать важные должности?

ГУПы РАСКАТАЛИ

Те, кто внимательно следит за экономической политикой страны, могут заметить, что наметилась четкая тенденция к постепенной ликвидации госпредприятий. Их постепенно продают в частные руки. И зачастую эта продажа производится фактически за бесценок. В Тверской области пока все происходит наоборот. В ходу практика создания новых ГУПов и вложение в них солидных бюджетных средств. Может быть, создав сейчас предприятие, вложив в него определенные средства и наладив его работу, потом его продадут за большие деньги, которые пополнят бюджет?
    Настораживает только то, что это мы уже наблюдали. Действия новой администрации очень напоминают продолжение политики бывшего замгубернатора Александра Затвана. У прокуратуры к нему до сих пор немало вопросов... Будет ли иначе?

Комментарий (А. Х.): посмотрим, как дальше развивались события. В октябре 2004 г. губернатор принял решение продать ГУП "Тверьавтотранс". Руководителем "Тверьавтотранса" стал А. Рукавишников, и последствия этого не заставили себя долго ждать. В октябре 2005 г. администрация области уменьшила (!) стоимость проезда в городском транспорте Твери, пытаясь довести транспортные предприятия до кризиса; тариф был восстановлен только в апреле 2007 г. Летом 2006 г. "Тверьавтотранс" стал городским перевозчиком — конкурентом ПАТП. Инициатором этого стал зам. губернатора К. Буевич, с тех пор явно лоббировавший интересы "Тверьавтотранса". В этом же году произошло акционирование предприятия. Осенью 2007 г. в ОАО "Тверьавтотранс" началось массовое поступление автобусов ЛиАЗ (предприятие-изготовитель входит в "Группу "ГАЗ", основным акционером которой является О. Дерипаска). В конце 2007 г. из-за невыплат по ЕСПБ и в результате деятельности "Тверьавтотранса" МУП ПАТП г. Твери понесло убытки и было вынуждено закрыть часть маршрутов. В феврале 2008 г. начался "перехват" приостановленных пригородных маршрутов ПАТП "Тверьавтотрансом", что было предвыборным ходом К. Буевича, ставшего депутатом Законодательного собрания. Так что всё идёт по страшному плану, итогом которого может стать разрушение всей транспортной инфраструктуры города...
Заметим, что В. Мардис в 2005 г. "засветился" в ещё одном очень нехорошем для транспортников деле.
А что остаётся делать нам, простым гражданам, которых многие власть имущие считают быдлом? Только бороться, бороться и бороться! Но как бороться без лидера — вот в чём вопрос...
P.s. Положительным моментом является то, что городская власть в 2008 г. посчитала нужным выделить средства на восстановление электротранспорта в Твери, но каким будет результат, покажет время.

 

© 2006-2008 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X