Главная страница

Маршруты

Публикации

Изменения

Фотографии

Статьи

Подвижной состав

Разное

Ссылки

Пассажирский транспорт Твери в СМИ
Июнь 2008
Оглавление раздела

Последнее обновление: 03.09.2008

"Вече Твери" 4 июня, №78 (4242)
ПОДОРОЖАЛИ ПРИГОРОДНЫЕ АВТОБУСЫ
Наталья АНИСИМОВА

С 1 июня 2008 года приказом Региональной энергетической комиссии увеличена стоимость проезда на пригородных автобусах Тверьавтотранса.
    Теперь с граждан будет взиматься 1 рубль 30 копеек за каждый километр пути. До 31 мая этот тариф составлял 1 рубль 20 копеек.
 

"Тверь Инфо", 4 июня, 23:47 (источник)
Заволжье в проекте нового генплана
Михаил ГРОМОВ, "Горожанин. Тверь"

Как будет, согласно проекту нового генерального плана, развиваться в ближайшие десятилетия та часть Твери, что расположена на левом берегу Волги? Где появятся новые дороги, промышленные объекты, жилые микрорайоны, спортивные сооружения? Об этом и многом другом мы беседуем с архитектором Заволжского района Ольгой Погожевой.
    – Ольга Васильевна, основой любого архитектурного проекта, будь то промышленное строительство или возведение жилых массивов, является развитие транспортно-дорожной сети. Проблема, кстати, актуальна для Твери и на сегодняшний день – автомобильные пробки, как мы видим, уже стали привычным явлением. Поэтому наш разговор хочется начать с вопроса, какие дороги должны по плану появиться на карте областного центра?
    – Прежде всего, планируется строительство высокоскоростной окружной автомобильной магистрали Москва–Санкт-Петербург, которая пройдет севернее Твери. Ее появление обусловлено необходимостью разгрузить город от транзитного автотранспорта. Существующая окружная дорога в южной части областного центра сегодня уже не справляется с постоянно растущим потоком машин. И многие водители, в том числе и большегрузных фур, едут через территорию города. Предположительно, северная окружная высокоскоростная магистраль пройдет между рекой Тверцой и границей города в районе деревень Павловское и Черногубово, около Шаблино пересечет Тверцу и выйдет через Волгу в Московском направлении восточнее Эммауса. Сегодня это территория Калининского района, но со строительством автотрассы будет происходить постепенное расширение городской застройки и соответствующей инфраструктуры в сторону этой магистрали.
    Также, согласно проекту генерального плана, в северо-западной части города должна появиться сеть магистральных дорог. Улица Фрунзе будет продолжена от микрорайона «Юность» до поселка Савватьево, она пройдет по новому мосту через Тверцу. Бежецкое шоссе пройдет от поселка Загородный через Сокол, в районе комбината «Химволокно» пересечет Волгу по новому мосту и далее соединится с дорогой на Тургиново. Еще одна магистраль начнется от Санкт-Петербургской заставы (в этом районе также будет построен мост, который соединит Заволжский и Пролетарский районы) и продолжится до пересечения с северной окружной высокоскоростной дорогой в районе Павловского. Магистральные направления также оснастятся транспортными развязками.
    – Насколько мне известно, в проекте генерального плана есть пункт, касающийся железнодорожной ветки на Васильевский Мох. Каковы ее дальнейшие перспективы?
    – Железнодорожное сообщение Твери с поселком Васильевский Мох останется, только по другому маршруту. Действующая сегодня ветка от станции Дорошиха, проходящая через район улицы Хромова и поселок Вагонников, будет разобрана – она создает серьезные помехи для дорожного движения. Поэтому есть два варианта объезда, по которым пойдут поезда на Васильевский Мох. Первый – через ЗАО «ТКСМ-2» и 2-е торфопредприятие в восточной части города, а второй – опять же, от Дорошихи через Сакулино.
    Новая ветка будет построена с соблюдением требуемой санитарно-защитной зоны, оснащена современными системами обеспечения движения составов.
    – Обсуждаемый сегодня документ предусматривает развитие преимущественно малоэтажной жилой застройки. Скажите, Ольга Васильевна, почему сегодняшняя градостроительная политика уходит от высотных домов и спальных микрорайонов?
    – Прежде всего, потому, что малоэтажное строительство сегодня в наибольшей степени востребовано населением. Большинство людей стремится жить в своих домах, поэтому охотнее приобретает земельные участки под строительство либо готовые коттеджи. Во-вторых, многоэтажная застройка, на которую делался упор в прежние годы, неизбежно несет с собой ряд проблем в коммунальной и социальной сферах. Сложности, как правило, возникают с транспортным снабжением таких микрорайонов, обеспечением школами, детскими садами, поликлиниками. Не случайно спальные микрорайоны имеют так мало положительных отзывов. Поэтому при разработке генерального плана развития Твери, как, впрочем, и в других крупных городах, от проектирования этого типа застройки решено по возможности отказаться.
    Но это не означает, что многоэтажное жилое строительство совсем не будет вестись. Многоквартирные дома появятся, преимущественно, вблизи магистральных автодорог. На первых этажах таких строений предполагается расположение магазинов. Там же планируется общественная застройка – торгово-коммерческие комплексы, бизнес-центры, досуговые учреждения.
    Под малоэтажное строительство отведены более отдаленные и спокойные уголки Заволжья – район поворота Тверцы, Сахарово. В настоящее время это земли сельскохозяйственного назначения, но в ближайшие годы они должны быть переведены под коттеджные поселки. Наряду с жилой застройкой, разработчики генплана уделили внимание и развитию мест отдыха, парковых зон, спортивных сооружений. По мере развития жилого сектора обязательно расширится и транспортное сообщение.
    – А развитию какого вида транспорта будет уделено наибольшее внимание?
    – Могу сказать, что в Заволжском районе новых трамвайных маршрутов не появится. Трамваи продолжат курсировать между ТКСМ-2 и микрорайоном «Горбатка», а также по улице Благоева на Соминку и по Восточному мосту. Развиваться будет троллейбусное и автобусное сообщение.
    Кстати, уже в ближайшее время начнутся работы по наладке троллейбусного сообщения до университетского городка на Соминке. Это делается по просьбе не только студентов, но и жителей микрорайона. Маршрут пройдет по следующей схеме: от площади Мира по улице Мусоргского, далее по 2-й Красина и по ул. Сергея Тюленина до 2-й Грибоедова. Здесь будет конечная остановка. Так же в обратном направлении, только от 2-й Красина до Санкт-Петербургского шоссе троллейбус пойдет не по Мусоргского, а по Благоева. В перспективе троллейбусная линия будет продолжена от улицы 2-й Красина до микрорайона Луначарского по дороге, которая свяжет эти две части Заволжья, и выйдет к площади Конституции.
    – Обозначены ли на карте Заволжья зоны, где должны появиться новые промышленные предприятия?
    – Основных промышленных зон в районе выделено три. Первая – за микрорайоном «Юность», где расположены такие предприятия, как завод «Тверьстеклопластик» и ОАО «Центросвармаш». Вторая – район ТКСМ-2, и, наконец, ТЭЦ-3 на Соминке. Со временем, рядом с ними будут строиться и новые объекты, преимущественно, предприятия пищевой промышленности.
    – Ольга Васильевна, в начале нашей беседы вы упомянули о расширении территории областного центра в сторону предполагаемой окружной автодороги. Значит, в городскую черту попадет и полигон твердых бытовых отходов, который, кстати, уже давно выработал свой ресурс. Что в будущем станет с этим полигоном, и где планируется появление нового подобного объекта либо завода по переработке мусора?
    – Генеральным планом такой пункт не предусмотрен. Но точно можно сказать, что на территории города полигона твердых отходов не будет. Заводы по сортировке мусора должны появиться за пределами областной столицы на севере и юго-западе от нее. Уже подписано соответствующее трехстороннее соглашение между администрациями Тверской области, города Твери и Калининского района. Сейчас ведется поиск необходимых финансовых средств. Ныне действующий полигон ТБО будет закрыт с проведением полной рекультивации земли.
    – Проект нового плана развития Твери предполагает какие-либо изменения существующего облика города или нет?
    – Этот документ разрабатывался с учетом имеющейся застройки. Поэтому свой архитектурный облик Заволжье полностью сохранит в нынешнем его виде. Затверецкая часть города останется местом частной усадебной застройки. Карьеры в Константиновке были, есть и будут в дальнейшем местом отдыха горожан. Сразу успокою скептиков – существенных изменений не произойдет. Они коснутся лишь частичного вмешательства в схему движения транспорта. Так, например, улица Туполева продолжится вдоль забора КСМ-2 и выйдет на Кимрское шоссе. Удобнее станет и автомобилистам, и жителям деревни Константиновка – у них под окнами исчезнут потоки машин.
    Завершая разговор, хочется отметить следующее. Проект генерального плана не ломает ничего из того, что уже есть, а, опираясь на него, создает новое.
 

"Тверская газета" 6 июня (источник)
Социальный климат завязан "транспортным узлом"
Александр ЗЕНИН

С наступлением лета народ традиционно хлынул на дачи, и транспортная нагрузка на пригородных направлениях резко возросла. При этом основная масса пассажиров-дачников имеет право на льготный проезд. В Твери 52,5 тысяч человек приобрели единый социальный проездной билет (ЕСПБ). Тем не менее не исключено, что воспользоваться им для поездки на дачу сумеют далеко не все.
Прибыль решает все
    То, что муниципальные власти должны проводить в жизнь социально ответственную политику, воспринимается нами как очевидный факт. Однако практика областного центра показывает, что «должны» еще не значит – обязаны. Тверское автотранспортное предприятие МУП ПАТП стремится не только повысить плату за проезд, но и отказаться от обслуживания льготных билетов. На долю этого предприятия приходится большая часть автобусных перевозок в черте города Твери и в Калининском районе. Но политику МУП никак нельзя назвать социально ответственной.
    С начала этого года ПАТП отказалось от обслуживания пяти пригородных маршрутов. Мотивация – недостаточная прибыльность. Видимо, поэтому МУП прилагает массу усилий для повышения тарифа на оплату проезда свыше 12 рублей. К счастью для пассажиров, пока безуспешно. РЭК Тверской области провела экономический анализ стоимости автобусных перевозок и установила размер платы за проезд не более 8 рублей. То есть именно этой цифрой оценивается экономика вопроса – затраты автобусников, прибыль и налоги. Но денег все равно хочется больше…
    Интересно, что ПАТП нашло способ обойти решение РЭК. На базе МУП создано ООО «ПАТП – 2» - частная коммерческая организация, которая арендует автобусы у ПАТП и обслуживает маршрут № 1 в городе Твери. Естественно, затраты ООО выше, чем у МУП, в том числе и за счет аренды тех же автобусов. Соответственно, ООО обращается в РЭК с просьбой повысить тариф на оплату проезда до 12 рублей. К тому же, ООО «ПАТП – 2» не заключило договор с территориальным отделом соцзащиты города Твери, а значит, что возить льготников по ЕСПБ не будет.
    Мало того, директором ООО «ПАТП – 2» является Юрий Янкин, который одновременно занимает должность заместителя директора МУП ПАТП. Получается незатейливая схема – господин Янкин «сам себе» сдает автобусы в аренду, не возит льготников по ЕСПБ и получает двойную зарплату. При этом просит увеличить тариф на оплату проезда до 12 рублей.
Создать условия
    Очевидно, что в конечном счете ПАТП стремится увеличить собственную прибыль. С точки зрения бизнеса, шаг совершенно понятный. А вот с точки зрения поддержания социального климата в областном центре объяснить поведение транспортников довольно трудно. И вообще, о какой социальной политике муниципального предприятия (руководство которого назначается городскими властями) в таком случае может идти речь? Возникает закономерный вопрос – куда смотрит администрация города Твери и лично мэр?
    Автотранспортные предприятия – самостоятельные хозяйствующие субъекты и заставить их возить льготников просто нельзя. Как в таком случае можно повлиять на ситуацию? На областном уровне делается все возможное для того, чтобы развязать «транспортный узел».
    Руководитель Департамента транспорта и связи Тверской области Церен Церенов как никто другой знаком с транспортной проблемой Твери. Он считает, что на ситуацию с льготными автобусными перевозками в Твери способны повлиять экономические методы.
    - Администрация Тверской области через свои подразделения участвует в софинансировании расходов муниципальных образований на льготный проезд различных групп населения, – рассказывает Церен Валерьевич. – Со своей стороны Департамент транспорта и связи стремится создать более адекватные условия для автотранспортных предприятий. Мы применяем экономические механизмы как более эффективные в данной ситуации. В частности, Департамент планирует пересмотреть методику финансирования единых социальных проездных билетов. На сегодняшний день автобусам невыгодно ездить в Калининский район, поскольку компенсация за ЕСПБ распределяется по территориальному принципу. Например, в Твери льготников больше, и компенсация за использование ЕСПБ в черте города составляет порядка 12 миллионов рублей. На территории Калининского района сумма компенсации не превышает 600 тысяч рублей. Соответственно, автотранспортникам выгоднее обслуживать льготников в городе, нежели в районе. Мы хотим, чтобы средства за компенсацию использования ЕСПБ распространялись и на Калининский район. То есть стимулировать автобусные перевозки на пригородных маршрутах.
    Мы стараемся делать все возможное для создания выгодных условий работы транспортников. Но многое зависит от них самих и от руководства муниципальных образований.
Положительный опыт
    Очевидно, что обеспечение социально незащищенных слоев населения доступным транспортом зависит от позиции и воли муниципалитетов. Когда властям не наплевать на то, что происходит вокруг, то и с пассажирскими перевозками нет никаких проблем. Например, в Кимрах общественный транспорт активно развивается без всяких уловок и странных схем. Глава города Максим Литвинов построил работу именно в направлении развития общественного транспорта – как муниципального, так и частного. Предприятия закупают новые автобусы, используют новые ресурсосберегающие технологии, обслуживают по льготным тарифам пенсионеров, студентов и школьников. Дотации на льготный проезд поступают из местного бюджета. Уже в этом году город Кимры получит средства из областного бюджета для компенсации расходов на проезд льготников.
    Кимрский опыт организации работы общественного транспорта нужно брать на вооружение и в других муниципальных образованиях. Особенно в Твери. Тогда и о социальном климате не нужно будет беспокоиться.

Комментарий (А. Х.): зачем же все шишки кидать на ПАТП? Каждый зарабатывает деньги как может, и в этом случае ПАТП поступило правильнее, чем ОАО "Тверьавтотранс", которое предпочитает просто закрывать маршруты. А тариф 12 рублей, между прочим, озвучивает и И. Ю. Фёдоров, директор МУП "ГЭТ". Чтобы не допустить ни закрытия маршрутов, ни инфляции тарифов, нужно софинасировать транспорт.
 

"Вече Твери" 11 июня, №82 (4246)
В ТВЕРИ ИЗМЕНИЛАСЬ СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Наталья ПЕРОВА

С начала этой недели в Твери несколько изменилась схема движения троллейбусных маршрутов.

Троллейбусный маршрут № 1 продлен до завода Центросвар и осуществляет движение по следующей схеме: пос. Химинститута — завод Центросвар.
    Введен новый троллейбусный маршрут № 5: пос. Химинститута — к/т «Россия».
    Троллейбус маршрута № 7 осуществляет движение по следующей схеме: завод Центросвар — ул. Левитана (м-н «Южный»). Троллейбус маршрута № 3 в часы пик следует до завода Центросвар, в остальное время — до завода Стеклопластик.
    Схемы движения троллейбусных маршрутов №№ 2, 4 остались без изменения.

Комментарий (А. Х.): подробнее см. здесь.
 

"Вече Твери" 17 июня, №83 (4247)
КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ
— организатор торгов в составе конкурсной комиссии извещает о проведении повторных торгов в форме конкурса, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложения о цене по продаже имущества МУП «ТТУ» по лоту №1.

Условия конкурса, порядок оформления участия в конкурсе, перечень представляемых документов и требования к их оформлению опубликованы в газете «Вече Твери» №18 от 08.02.07 г., перечень имущества, начальная цена, размер задатка, сроки и порядок его внесения, реквизиты счетов, порядок и критерии выявления победителя, порядок и срок заключения договора купли-продажи, условия и сроки платежа опубликованы в газете «Вече Твери» №58 от 24.04.08 г.
    Прием заявок и документов, ознакомление с порядком и условиями продажи, заключения договора о задатке производятся с 17.06.08 г. по 16.07.08 г., кроме выходных и праздничных дней, с 9.00 до 12.00 по адресу: г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 17а, каб. 17, тел. (4822) 32-11-66.
    Принятие решения о допуске претендентов к участию в конкурсе, подведение итогов конкурса — 18.07.08 г. в 10.00 по адресу: г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 17а, каб. конкурсного управляющего.
 

Тверская ГТРК, 18 июня, 09:53 (источник)
Дачники оценивают достоинства и недостатки автобусов пригородных маршрутовАвтобус "Тверь - Александровка" на конечной остановке в Южном

<Скачать видеорепортаж> (WMV, 3.69 MB)
    Бесплатный проезд для льготников на пригородных автобусах с июня обеспечивает не городская, а областная администрация.
    На смену "гармошкам" из городского автопарка пришли менее вместительные автобусы областного автовокзала. В будни даже вечером в салоне остаются свободные места для сидения, но в выходные дни попасть в автобус удается не всем. Кондукторам сложнее обилечивать пассажиров в переполненном салоне.
    Небольшой автобус делает в день четыре рейса: два до обеда и два после. Но дачники говорят, что не помешал бы еще один, поздний – около 20 часов. К самому автобусу претензий нет, - везет быстро и с комфортом, но есть пожелания, касающиеся движения автобуса в черте города: многим льготникам удобнее ездить через Волоколамский проспект, а не проспект Чайковского. Есть и такие маршруты, где и с социальным проездным билетом нужно платить деньги. В качестве примера льготники приводят автобус маршрута № 119, в котором им приходится платить 14 рублей. Но пока обладатели социальных проездных билетов довольны, что хоть часть пригородных автобусов возит их бесплатно.
 

"Вече Твери" 27 июня, №90 (4254)
Владимир КУЛИКОВ: НОВЫЙ ГЕНПЛАН ТВЕРИ — ВСЕРЬЁЗ И НАДОЛГО
Евгений ШИМИН

Главный архитектор г. Твери Владимир КУЛИКОВЗавершаются согласительные процедуры по новому генеральному плану города Твери. О содержании и особенностях этого важнейшего документа «ВТ» рассказал главный архитектор города Владимир КУЛИКОВ.

— Владимир Иванович, с какой даты ведется отсчет генеральному планированию развития города?
    — С 1763 года. После страшного пожара, уничтожившего преимущественно деревянную Тверь, в город из Петербурга прибыла команда ведущих архитекторов того времени во главе с П.Р. Никитиным. Она и разработала первый генеральный план, который был утвержден лично императрицей Екатериной II. Этот уникальный проект задал тон развитию города в течение почти двух веков. Генплан Никитина — ярчайший пример того, как надо подходить к генеральному планированию. Классика! К генплану вернулись лишь в советский период. В 1927 году архитектор Иваницкий в меру своего интеллекта развил идеи, заложенные Никитиным: трехлучевая композиция, ориентир на реки, использование транзитной составляющей города. В 1935 году прошла корректировка генплана, но он долго не продержался. Страшные коррективы внесла война. 70 процентов зданий было повреждено либо разрушено. Генплан 1945 года предусматривал прежде всего восстановление города. По этому плану была проведена надстройка третьих и четвертых этажей старинных зданий на Советской улице, набережной Степана Разина, проспекте Чайковского (ошибка: там нет старинных зданий! - Mapman), в других местах исторической части города. Генплан 1965 года можно было считать революционным. Он предусматривал снос старинных зданий в историческом ядре города. На их месте закладывались новые проспекты. Слава богу, что эти революционные нововведения не удалось осуществить. Видимо, из-за нехватки финансовых ресурсов. Наиболее совершенный (после Никитина, разумеется) генплан был разработан в 1991 году институтом «Ленгипрогор». Очень продуманный документ, составленный с учётом сохранения исторического наследия Твери. В составе генплана был проект охранных зон, который согласовывался на высоком уровне — в Министерстве культуры, Госстрое СССР. По генплану 1991 года городу можно было развиваться и дальше, но...
    — Что помешало?
    — Смена общественно-политического строя. Изменилась экономика, установились новые отношения собственности — на землю, строения. Генплан потребовал радикальной корректировки. Работа началась в 2001 году. С 2003 года она ведется под личным патронажем главы города О.С. Лебедева. Новый генеральный план разработан Институтом росурбанистики (Санкт-Петербург). По сложившейся два с половиной века назад традиции все этапы генерального планирования развития Твери осуществляются специалистами города на Неве. Новый генплан обошелся городскому бюджету в 7,5 миллиона рублей.
    — На какой стадии работа над генпланом сейчас?
    — Принятие генерального плана вступило в завершающую фазу. Все основные разделы проработаны. Остался последний, очень серьезный этап — корректировка охранных зон. Необходимо предусмотреть процедуры учета и анализа, прописать охранные режимы. По всем разделам готовы основные чертежи. Активно идут публичные слушания по генплану. Для этого город разбит на зоны с численностью населения до 50 тысяч человек, как и предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. В ходе публичных слушаний высказываются серьезные замечания, поступают интересные предложения. Все они будут обобщены и представлены институту для учета при окончательной доработке генплана.
    — Давайте перейдем непосредственно к разделам генплана. Где, что, когда?
    — Хотел бы отметить, что генеральный план — документ стратегический, без ненужной детализации. Ответа на вопрос, что появится во дворе вашего дома через столько-то лет, вы здесь не найдете. Генплан предусматривает концептуальные параметры городского развития. Транспортный каркас. Перспективы жилой застройки. Экологическая безопасность. Промышленные зоны. Рекреационные зоны. Генеральный план рассчитан на 25 лет, первый его этап — на 15 лет. По глубине проработки градостроительных проблем новый генплан максимально учитывает принятую Тверской городской Думой комплексную программу развития города на ближайшие годы и на перспективу. Мы надеемся, что он послужит городу и в более отдаленном будущем.
    — Какой будет Тверь через четверть века?
    — Генплан предусматривает увеличение численности населения города через 25 лет примерно на 20 процентов — до 500 тысяч жителей. Громадное развитие не закладывается. Хотелось сохранить провинциальное своеобразие города — спокойного, уютного, удобного для проживания. Территориально Тверь расширится более чем на треть — с нынешних 147 квадратных километров до 200 квадратных километров. Увеличение территории пойдет на юг — до окружной автомобильной дороги и на север — до платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, строительство которой уже начато со стороны столицы. Расширение площади городских земель сопряжено с громадными трудностями. Предстоят переговоры с собственниками. Это бывшие колхозники — владельцы земельных паев, но таких немного, паи скуплены крупными компаниями, вот с ними и придется договариваться.
    — Как изменятся транспортные артерии города?
    — Существующая транспортная схема построена на меридиональных направлениях — на Москву, Петербург, Ржев, Бежецк. В генплане появляется радиально-кольцевая система. Основой одной из радиальных магистралей станет улица Фрунзе — Санкт-Петербургское шоссе свяжется напрямую с Бежецким направлением. Основа другого радиуса — улица Оснабрюкская. От Старицкого шоссе на западе до поста ГАИ на востоке. Это даст возможность транспорту транзитом проскочить через город. Генпланом предусмотрен еще один мост через Волгу, условно называемый Западным. С левого берега он будет в створе Артиллерийского переулка с выходом на территорию химбазы. На правобережье мост выйдет на улицу Карла Маркса, Головинский вал. Старицкое направление свяжется с лихославльским. За пределами срока действия генплана — еще один мост через Волгу, ниже по течению от Восточного моста. Переход через реку примерно у железнодорожной ветки на бывшее «Химволокно». Очень хотелось бы избавиться от железнодорожной линии на Васильевский Мох, проходящей через густонаселенный микрорайон «Юность». В связи с предстоящим промышленным развитием территории близ поселка Васильевский Мох Калининского района ветка будет перенасыщена грузовыми составами, это создаст большие неудобства для жителей. Рассматривается вариант перенести рельсы, обогнув «Юность» с северо-запада.
    — Владимир Иванович, назовите перспективные районы массового жилищного строительства.
    — В развитии жилых зон преобладает многоэтажная застройка (65 — 70 процентов), коттеджное строительство займет около 30 процентов. Кварталы многоэтажных домов появятся в южной части, вдоль Октябрьского проспекта до окружной дороги. Там будет новый въезд в город. Еще одна зона жилой застройки — пустырь близ улицы Луначарского в Заволжье. Здесь же, по соседству, предполагается вывод из города химбазы и использование занимаемой ею территории под жилую и общественную застройку. Предусматривается комплексное развитие зон многоэтажной застройки. Здесь появятся все необходимые объекты соцкультбыта — школы, детские сады, медицинские учреждения, магазины, учреждения культуры и спорта. Московские компании уже выкупили три земельных участка примерно по десять гектаров каждый, и здесь уже начинается реализация жилищной программы генплана. Основные районы коттеджной застройки — южнее Мамулина до окружной дороги, близ Сахарова, на Бежецком шоссе за нынешней городской чертой и в поселке Литвинки.
    — Затронет ли жилая застройка существующий частный сектор? Не будет ли здесь массового сноса?
    — Глобальной государственной программы по сносу существующих жилых строений нет — бюджет этого не вытянет. Поэтому у обитателей индивидуального сектора нет оснований для беспокойства. Генплан предусматривает полное сохранение усадебной застройки в Затверечье, в поселке Вагонников Заволжского района, а также в районе Пески, в залинейной части Пролетарского района, в поселке имени Крупской Московского района. В генплане заложена возможность реконструкции поселка Соминка в районе примыкания к улицам Благоева и Кольцевой. Но когда это будет и будет ли вообще, сказать сложно. Зависит от того, как будет развиваться строительный бизнес. Но я хотел бы подчеркнуть, что Градостроительный кодекс основательно защитил права собственников земельных участков и строений. Даже изъятие земель для государственных нужд (например, для прокладки новых улиц) может осуществляться только путем выкупа и только с согласия собственника. Так что абсолютному большинству хозяев частных владений я бы посоветовал не волноваться и спокойно продолжать совершенствовать свои жилищные условия.
    — Как новый генплан относится к точечной застройке в исторической части города?
    — Вмешательства в старинную часть Твери генеральный план не предполагает. Это, кстати, не предусматривалось и генпланом 1991 года. То, что происходило в центре города последние 10 — 15 лет, не поддается архитектурной логике и здравому смыслу. Мы отдаем отчет в том, что проникли в охраняемые зоны люди состоятельные и влиятельные. В результате город утратил историческое своеобразие, а ряд центральных улиц, в частности бульвар Радищева, изменились до неузнаваемости. Проект охранных зон нового генплана стоит на страже архитектурного наследия. Развитие жилищного строительства здесь не намечается.
    — У появившихся в последние годы новостроек в центральной части города особенно тесно от автомобилей. И вообще проблема парковок обостряется. Обратили ли на это внимание разработчики генплана?
    — Разумеется. Глава города принял решение запретить строительство одноэтажных гаражей. Приостановлено размещение временных парковок. В генплане взят курс на строительство многоярусных гаражей. Согласованы площадки под такие гаражи в микрорайонах «Южный» и «Юность». Еще по одной многоярусной парковке по улице Макарова на 500 автомобилей уже начаты проектные работы.
    — В каком направлении город получит промышленное развитие?
    — Рост численности населения предполагается за счет создания новых производств. Производственные зоны генплан предусматривает развивать в двух частях города. Первая — на юго-востоке (промзона Лазурная с переходом на другую сторону железной дороги и до кольцевой автомагистрали). Новые предприятия должны быть 4— 5-го класса по уровню вредных выбросов — это сборочные производства, текстильная промышленность, высокотехнологичные предприятия. Еще одна промышленная зона на северо-западе: за заводом «Центросвар» и по другую сторону улицы Паши Савельевой, а также территория, примыкающая к ТЭЦ-3. Требования к характеру производства здесь точно такие, как и на юго-востоке города. По опыту общения с отечественными и иностранными инвесторами замечено, что особых спонсорских качеств они не проявляют. Нет желания вкладывать средства в жилье и объекты соцкультбыта, в развитие инженерной инфраструктуры. Думаю, при проведении аукционов на землеотвод требование к инвесторам вкладываться в объекты общего пользования станет обязательным.
    — Не станет ли узким местом при реализации нового генплана именно инженерная инфраструктура?
    — В генплане все это проработано. Водопроводная система будет расширяться, в том числе и за счет новых водозаборов. Мощности городских очистных сооружений достаточны, потребуется их реконструкция. Сейчас выпуски сточных вод в Волгу оказались выше новых жилых микрорайонов, предусматривается проложить новые трубопроводы с выходом к реке ниже по течению. В качестве основных теплоисточников рассматриваются ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. В южной части будет построена еще одна газовая котельная. Для надежного электроснабжения предусматриваются дополнительные подстанции, одна из них появится уже в текущем году в районе «Южного».
    — Что будут представлять собой рекреационные зоны?
    — Это существующие зеленые зоны — сады, рощи, парки, скверы. Это места массового отдыха на воде. Их три. Прежде всего существующий городской пляж на набережной Афанасия Никитина. До сих пор в городе нет полноценного открытого пляжа. После того, как будут перенесены отсюда ливнестоки, доработан с вагонзаводом вопрос с их очистными сооружениями, пляж станет цивилизованным. Здесь появятся спасательная станция, медпункт, малые архитектурные формы, все элементы благоустройства. Обустройство еще одной водной зоны на карьерах уже началось. И третья большая зона отдыха на воде определена в районе Дмитрово-Черкасс.
    — Как скоро генеральный план обретет статус официального документа?
    — Остался последний этап согласительных процедур — проект охранных зон. Со всеми разделами надо ознакомить специальные службы. Потребуется согласие администрации области, администраций Калининского района и 11 сельских поселений, примыкающих к городу. Все это займет немало времени. Но есть надежда, что к концу года глава администрации представит генплан в городскую Думу. После его утверждения депутатами он получит окончательный правовой статус. С принятием генплана упорядочатся правила землепользования и застройки. Люди будут четко знать, куда обращаться, какой минимум документов представить. Все упростится и для администрации города, и для граждан. Генплан станет законом нашей жизни на предстоящие два с половиной десятилетия.

Комментарий (Mapman): а вот реакция на это интервью (автор – Вячеслав БАШИЛОВ), и его же статья в продолжение темы.
 

"Тверская газета" 27 июня (источник)
Град обреченный?
Александр ЗЕНИН, Елена ВАСИЛЬЧУК

Когда определится будущее нашего города? Ответ на этот вопрос будет получен в тот момент, когда появится внятный градостроительный план Твери. В настоящий момент его разработкой занимается РосНИПИ «Урбанистика» города Санкт-Петербурга. И недавно питерские архитекторы представили на суд градостроительного совета при губернаторе Тверской области первые результаты своей работы. Но некоторые силы попытались утаить от общественности содержание генплана. Мы нашли этот документ и расскажем о его содержании всю правду.
Кому выгодно
    Сразу отметим важность и значимость проблемы. Подготовка генерального плана Твери - вопрос стратегический. Это основной документ, который определяет, что, где и когда будет построено, как решить инфраструктурные проблемы, какой вид приобретет город в процессе своего развития. Генеральный план - сложная научная разработка, соответственно, стоит она немалых бюджетных денег. Нам кажется вполне естественным, что за эти деньги налогоплательщики, то есть жители города Твери, имеют право ознакомиться с генеральным планом. Но его обсуждения среди общественности почему-то не было. Хотя документ под названием: «Основные положения генерального плана г. Твери» и был опубликован 8 мая 2008 г. в №25 (315) газеты «Муниципальные вести», но весь тираж этой газеты в распространение почему-то не поступил.
    Возникает естественный вопрос: зачем скрывать от людей судьбоносные для них решения? Генеральный план никак нельзя отнести к разряду второстепенных по важности документов. Он касается абсолютно всех и каждого. Согласитесь, довольно рискованно планировать ту же постройку дома или приобретение земельного участка, если совершенно неясно, как изменится городская планировка. А что, если в генеральном плане предусмотрена прокладка новой дороги по вашему участку или строительство промышленной зоны в вашем районе? Положению строителей в таком случае вообще не позавидуешь. Как им планировать свою дальнейшую работу в обстановке замалчивания планов развития города? В самом оптимистичном варианте они могут потерять на вложениях в строительство недвижимости. В худшем случае - разориться. Вряд ли они станут рисковать своим бизнесом и ввязываться в инвестирование «темного» будущего города.
    Хотя, если рассуждать с точки зрения «кому выгодно», то замалчивание генплана Твери можно вполне логично объяснить. В «засекречивании» плана развития Твери могут быть заинтересованы коррумпированные чиновники и коммерческие структуры - девелоперы и перекупщики земли. У подобных структур свои интересы, им не нужна конкуренция, а знание того, что не знает никто, ставит их в исключительное положение на рынке. Генеральный план в данном случае становится очень ценным, дорогим знанием. И его пытаются от нас скрыть. К слову, замалчивание информации о конкурсах и тендерах, к сожалению, вошло в практику некоторых органов власти и коммерческих структур.
Мыльный пузырь
    Подобная скрытность нас не только очень заинтересовала, но и возмутила. Путем неимоверных усилий нам удалось раздобыть раритетную публикацию в «Муниципальных вестях» и ознакомиться с «основными положениями».
    Мы не специалисты в урбанистике, но генплан показался нам несколько неполным и странным. Хотя, может быть, в «Муниципальных вестях» опубликован лишь дайджест. Так или иначе, столь серьезный документ мы представляли по-другому.
    Будущее Твери описано в оптимистическом духе. «Основные положения» рассказывают о том, что в городе прогнозируется развитие машиностроения, стройиндустрии, деревообработки и пищевой промышленности. А дешевые энергоресурсы и земля при наличии квалифицированных кадров будут способствовать переносу промышленных предприятий из Москвы. Эти тезисы оригинальностью не отличаются и выглядят, скорее, как абстрактный астрологический прогноз в газете. Самое интересное начинается дальше. По мнению разработчиков плана, к 2025 году площадь города должна увеличиться почти вдвое. По всем направлениям будут возводиться микрорайоны, промышленные зоны и зоны отдыха. Будет построено несколько новых мостов и транспортных развязок. В общем, планов громадье.
    Однако скажем откровенно: радоваться рано. Мы имеем дело с чистой воды маниловщиной. Опубликованный документ вообще никак не отражает экономические аспекты. Да и откуда взяться расчетам, если представленный план невыполним. Во-первых, упомянутые выше ресурсы никак не смогут обеспечить огромный город. Зачем планировать создание «миллионника», в два раза увеличивать площадь, если на данный момент порядка половины городских площадей либо не освоены, либо находятся в состоянии запустения. Почему на эти территории нет никаких планов, или Твери нужно больше пустырей? Во-вторых, на какие деньги строить запланированные транспортные объекты? Семь мостов и транспортные развязки обойдутся в сотни миллиардов рублей! В-третьих, какими методами разработчики собираются привлекать инвестиции в строительство новых районов? И, наконец, где самые важные расчеты, касающиеся создания инженерных сетей - канализации, водопровода, газа, системы энергоснабжения? На сегодняшний день износ инженерных сетей, чрезмерная нагрузка на них не позволяют городу нормально развиваться. Согласно генплану все основные проблемы решаются как бы сами собой. Вот только как - совершенно непонятно. Возможно, план начертан волшебным «мелом судьбы» из «Дневного дозора», и надо только подождать, пока все получится... Иначе утопия реальностью не станет. Нам же важно, чтобы город получил адекватную программу развития. Ее должны обсуждать как специалисты, так и общественность. Давайте начнем его обсуждать прямо сейчас.
    Мы попросили наших экспертов высказать свое авторитетное мнение по поводу генплана, представленного на градостроительном совете, и перспективах его создания и развития.
    Вот какую экспертную оценку дает «Основным положениям генерального плана г. Твери» бывший заместитель главного архитектора Твери, член Союза архитекторов России Сергей СЕМЁНОВ.
    В первую очередь он обратил внимание на сложную и невнятную стилистику самого изложения плана, подписанного начальником Архитектурно-планировочной мастерской №3 РосНИПИ Урбанистика А.Ю. Бельским.
    - Язык этого документа затрудняет понимание мысли автора, в пояснительном материале слишком много общих трескучих фраз. Вызвали сомнения утверждения об увеличении численности населения Твери к 2015 году минимум на 50 тысяч жителей; необходимость увеличения индивидуального строительства до 25%. Поскольку оно вызовет необходимость нерационально большого строительства коммуникаций, увеличения количества торговых, медицинских, транспортных и иных услуг. Нет четкого генплана транспортной схемы города. А некоторые транспортные развязки, как, например, в районе поселка Заволжский, вызывают сомнения. Так же, как и развитие поселка в сторону кладбища. Ведь необходимости сохранять санитарно-защитную зону никто не отменял.
    Что касается жилой застройки - не указаны конкретные территории нового строительства.
    Как понимать «сужение поперечных профилей проектируемых магистралей»? Вызывает сомнение и вывод из Заволжья Химбазы, поскольку за последние 10 лет на ней было построено несколько новых капитальных сооружений. А также вынос промпредприятий из центра города и с берегов Волги. Возникает резонный вопрос - куда? Особенно если учесть, что планируемый вынос предприятий согласно Генплану 1970 года практически провалился.
    Еще Сергей Семёнов обращает внимание на фразу «развитие каркаса озелененных и рекреационных территорий». Ему, архитектору с большим опытом, смысл высказывания не понятен. И таким невнятностям несть числа.
    Вячеслав СУЯЗОВ - депутат Законодательного собрания Тверской области:
    - Генеральный план развития Твери создается очень долго и практически скрытно. Это очень плохо. Документы такого уровня важности обязательно должны обсуждаться не только специалистами, но и общественностью. Было бы правильно создать в городе информационный центр, где любой желающий мог бы ознакомиться с содержанием плана и получить необходимые консультации и разъяснения.
    Как дорожник могу сказать, что некоторые пункты нынешнего плана выглядят несостоятельными. Например, строительство мостов. Посудите сами, в Твери долго и мучительно создается проект реконструкции Восточного моста. Его никак не могут закончить и довести дело до конца. Что в таком случае говорить о намерениях строительства нескольких новых мостов, которые есть в генплане? Это же многомиллиардные расходы. Откуда взять эти деньги? Конечно, на федеральном уровне есть программа по строительству мостов, но получить оттуда средства для реализации ряда позиций тверского генплана просто нереально. Местные бюджеты просто не справятся с такой нагрузкой. Совершенно непонятно, из каких расчетов и за счет каких ресурсов план предусматривает строительство мостов и дорожных развязок.
    Другой аспект проблемы - расширение территории города. Сегодня Тверь занимает площадь примерно в 15 га. Генплан предлагает увеличить ее еще на 12 га. Но ведь это расширение будет проходить за счет других муниципальных территорий. Сельских поселений, например. Возьмем хотя бы активно развивающуюся территорию Боровлёва, которая относится к Бурашевскому сельскому поселению. Согласно плану она войдет в состав города. При этом Бурашевское сельское поселение лишится доходов и прибылей от развития промышленности в Боровлёве. Не думаю, чтобы местным жителям пришлась по душе эта идея.
    И, наконец, генплан - это еще половина проблемы. Не менее важный документ - правила землепользования и застройки, который оговаривает все технологические регламенты и ограничения при строительстве. В настоящее время в Твери действуют временные правила. Генплан нужно ориентировать на правила постоянные, продуманные и утвержденные. Иначе вся эта работа теряет смысл.
    Затягивать решение этого вопроса просто нельзя. И генеральный план, и другие сопутствующие документы должны создаваться в нормальном режиме, с учетом всех необходимых моментов. И, конечно, он должен быть доступен для ознакомления и изучения.
    Владимир СЫСОЕВ, профессиональный строитель со стажем 38 лет:
    - Меня как строителя, как водителя, как горожанина, разумеется, волнует будущее развитие Твери. Которой так не хватает мостов, сквозных улиц. Но с Генеральным планом развития столицы губернии я, к сожалению не знаком. Я его в глаза не видел. Хотя очень хотелось бы познакомиться.

 

© 2006-2008 А. Холмогоров и группа авторов.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. При упоминании сайта в интернете или СМИ просьба сообщать авторам по почте.

X